Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Жизнь уездного городка в комедии Гоголя «Ревизор»

Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное произведение, и его особенность в том, что писатель не копирует жизнь, а переосмысливает факты через художественный вымысел. Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени. Уездный город 30‑х гг. XIX в. превратился в символ самодержавной России.

С несправедливостями, иначе говоря, с казнокрадством, произволом и беззаконием, творимыми в городке, мы сталкиваемся уже с первого действия пьесы. Люди, которым доверена вся полнота власти, сплошь оказываются мошенниками и ворами, меньше всего пекущимися о процветании своего города и благополучии его жителей. Действуя по принципу «хватай все, что плохо лежит», они не испытывают ни малейших угрызений совести. Некоторую жизненную философию этих чиновных воров с наглой искренностью формулирует городничий: «Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких‑нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено…» Вот и присваивает Антон Антонович Сквозник‑Дмухановский с легкостью казенные денежки, как это случилось, например, с суммами, отпущенными на строительство церкви, не гнушаясь, впрочем, и более скромными поборами с купцов. Под стать городничему и другие «отцы города». В подведомственных Землянике богоугодных заведениях больные похожи «на кузнецов», в присутственных местах, находящихся в ведении судьи Тяпкина‑Ляпкина, под ногами шныряет всякая живность, а от заседателя распространяется такой запах, будто он только что вышел с винокуренного завода. Воспитанием юношества, как можно понять, занимаются тупые люди, многие из которых, мягко говоря, не в своем уме, однако смотрителя учебных заведений Луку Лукича Хлопова это не особенно беспокоит. Почтмейстер с утра до вечера придается своему любимому занятию, вскрывая чужие письма. А на улицах города, как признает сам городничий, ― «кабак, нечистоты», арестантам не выдают провизии и так далее.

Картину «правящей верхушки» дополняют два городских помещика, два болтуна, Бобчинский и Добчинский, вся жизнь которых проходит в беготне по городу и пересказе новостей и сплетен, за что получают они (в предпоследней сцене) красочную характеристику: «трещотки проклятые», «сороки короткохвостые». А на нижней ступени административной лестницы действуют помещики ― Свистунов, ворующий серебряные ложки и «не по чину берущий» взятки; Держиморда, дающий волю своим кулакам и «для порядка» «всем ставящий фонари под глазами ― и правому и виноватому».

А жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Марья Антоновна, провинциальные кокетки, являются воплощением той умственной пустоты и нравственной пошлости, которыми характеризует Гоголь женское общество в уездной жизни. Ничуть не лучше и рядовые жители города, начиная с купцов, направляющихся к Хлестакову с богатыми дарами, чтобы задобрить высокого столичного гостя, и кончая унтер‑офицерской вдовой, по ошибке высеченной полицией. Она хоть и является лицом пострадавшим, не вызывает к себе ни малейшего сочувствия. Ведь приходит эта «жертва произвола» с жалобой на городничего вовсе не за тем, чтобы восстановить справедливость или защитить свое человеческое достоинство. Нет, она просит материальной компенсации за причиненный ущерб, заявляя при этом: «Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».

Говоря о «Ревизоре», бессмысленно искать прототипы тех или иных действующих лиц. Как отмечал сам автор во вступительных «замечаниях для господ актеров», «оригиналы их всегда почти находятся перед глазами».

После появления на петербургской и московской сценах чиновничья публика пришла в негодование. Н. В. Гоголя обвинили в злостном искажении действительности, в желании очернить русскую жизнь. Тогда перед текстом комедии появляется эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Писатель понимал, что негодование вызвала не «клевета», а та правда жизни, которую он хотел донести до зрителей.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Сочинение на тему: «Ревизор» Н.В. Гоголя – история создания комедии История создания комедии "Ревизор" Николая Васильевича Гоголя, являющейся одним из ярчайших произведений русской литературы XIX века, начинается в 30-х годах того же века. В этот период Гоголь работал над своей знаменитой поэмой "Мертвые души", однако одновременно зрела в нем мысль о создании комедии, отражающей всю полноту и несовершенство русской действительности. Гоголь стремился создать произведение, в котором были бы утрированно и сатирично изображены черты русского общества. Ему хотелось показать […]
    • Сочинение на тему «Что такое страх в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»» Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор" занимает уникальное место в истории русской литературы. Гоголь мастерски раскрывает социальные пороки через призму страха, который становится ключевым двигателем сюжета и раскрывает глубинную идею произведения. Персонажи комедии - типичные представители чиновно-бюрократического аппарата России 30-х годов XIX века. Эти персонажи, олицетворяющие пороки общества, живут в постоянном страхе, который Гоголь изобразил как действующее лицо комедии. Страх здесь служит не только движением […]
    • Почему Хлестакова приняли за ревизора? (сочинение) В комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" центральным эпизодом является принятие Хлестакова за ревизора, что ставит под сомнение компетентность и моральные качества чиновников провинциального города N. Хлестаков, описанный как недалекий, безденежный молодой человек, становится объектом общего внимания и почтения, что высмеивает пороки такие как взяточничество, подхалимство и лицемерие​​. Причины, по которым Хлестакова приняли за ревизора, многослойны. Его образ совпадает с представлениями чиновников о столичном […]
    • Смех — благородное лицо в комедии Гоголя «Ревизор» (сочинение) Великий русский писатель Н.В. Гоголь в своем произведении «Ревизор» мастерски использует сатиру и гротеск, чтобы затронуть важные социальные проблемы своего времени. Гоголь сам говорил о том, что в его пьесе «было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех»​​. Смех в «Ревизоре» выступает не только как средство развлечения, но и как мощный инструмент социальной критики. Сатирическое мастерство Гоголя в «Ревизоре» достигает пика, когда он […]
    • Характеристика одно из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (сочинение) Иван Александрович Хлестаков, ключевой персонаж комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", предстает перед читателем как яркий образ, воплощающий типичные черты и пороки российского общества того времени. Гоголь создает образ Хлестакова с особым мастерством, делая его не просто фигурой для насмешки, но и зеркалом, отражающим недостатки и недоработки общественной системы. Хлестаков – молодой дворянин, мелкий чиновник из Петербурга. Его характеризует поверхностность и глупость, свойственная многим персонажам того времени. […]
    • Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя (сочинение) В комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор", образ Ивана Александровича Хлестакова является ключевым для понимания всего сюжета. Он представляет собой типичного представителя столичной молодежи начала XIX века, обладающего всеми чертами, характерными для его социального положения и времени. Хлестаков - молодой человек 23-24 лет, дворянин по происхождению, обладающий собственной деревней в Саратовской губернии​​​​. Его образование соответствует традиционному для дворянских семейств того времени​​. […]
    • Мир чиновничества в комедии «Ревизор» (сочинение) В комедии "Ревизор" Н.В. Гоголь представляет мир чиновничества как символ государственной бюрократии и коррупции, характерной для России 19-го века. Основная сюжетная линия комедии разворачивается вокруг переполоха и страха чиновников маленького города перед приездом ревизора. Гоголь делает главными героями не отдельных людей, а чиновничество в целом​​. Городничий, центральная фигура комедии, представлен как опытный и хитрый мошенник, пользующийся своим положением для личной выгоды. Его корыстные действия, […]
    • Сочинение на тему: Нравы уездного города в комедии «Ревизор» В комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" мастерски изображены нравы уездного города, которые во многом определяют дух всего российского общества николаевской эпохи. Город N, в котором разворачиваются события пьесы, является собирательным образом множества подобных городов России того времени. Гоголь сатирически и гротескно изображает жизнь горожан, пронизанную коррупцией, беззаконием и моральным упадком. Чиновники города представлены как вершина нравственного падения общества. Городничий, судья, почтмейстер и другие […]
    • Анализ сцены вранья Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
    • Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Гоголя «Ревизор» Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
    • Хлестаков (характеристика) Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти […]
    • Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор» Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Особенности композиции в комедии «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
    • Суть комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя (сочинение) Великое произведение Николая Васильевича Гоголя, комедия "Ревизор", является живым осуждением пороков и недостатков общества своего времени. Созданная в 1835 году, эта пьеса актуальна и по сей день, ибо вопросы, поднятые в ней, не теряют своей значимости. В центре повествования — город N, пропитанный взяточничеством, лжью и невежеством его чиновников. Эти люди, погрязшие в коррупции, представляют собой образец общественного порока, главным из которых выступает алчность. Гоголь в своей комедии раскрывает […]
    • Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Сатира в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (сочинение) "Ревизор" Николая Васильевича Гоголя — произведение, в котором автор сатирически изображает российских чиновников и обличает пороки общества. Гоголь создает уникальную картину, где каждый персонаж ярко и необычно описан, демонстрируя гиперболизированные качества и пороки, такие как жадность, непорядочность, корысть и глупость​​​​. Сатирическая острота комедии особенно заметна в развязке, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией, выражая мысль Гоголя о грядущем возмездии и надежде на торжество […]
    • Смысл немой сцены в «Ревизоре» Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
    • Вывод по комедии «Ревизор» (сочинение) "Ревизор" Н.В. Гоголя - это не только комедия времен, но и зеркало, в котором отражаются вечные пороки общества. Гоголь осмеивает беспредел и безответственность чиновников, превратившее маленький городок в символ коррупции и морального упадка России того времени​​. Через яркое и утрированное изображение каждого персонажа, комедия поднимает важные вопросы о духовном и нравственном состоянии общества​​. Центральный образ Хлестакова - это воплощение "хлестаковщины", символизирующий пустоту, глупость, и эгоизм, […]
    • «Смех – благородное лицо» в комедии Гоголя «Ревизор» Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
    • Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Гоголя «Ревизор» В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой‑нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин рассказал Гоголю и об истории с литератором Свиньиным, и о происшествии, случившемся с ним самим, когда он отправился в Оренбург за материалами для «Истории […]