Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» занимает уникальное место в истории русской литературы. Гоголь мастерски раскрывает социальные пороки через призму страха, который становится ключевым двигателем сюжета и раскрывает глубинную идею произведения.
Персонажи комедии — типичные представители чиновно-бюрократического аппарата России 30-х годов XIX века. Эти персонажи, олицетворяющие пороки общества, живут в постоянном страхе, который Гоголь изобразил как действующее лицо комедии. Страх здесь служит не только движением сюжета, но и обличителем пороков власти.
Ситуация начинается с письма, в котором сообщается о приезде ревизора из Петербурга, вызывая волну страха среди чиновников. Городничий, главный герой, связывает свой сон о двух крысах с приездом ревизора и начинает действовать, опираясь на страх. Страх становится причиной того, что чиновники начинают улучшать свои ведомства: в больнице над каждой кроватью надписывают названия болезней, а гусей из суда убирают на кухню. Все это совершается в попытке улучшить внешний вид и избежать возможных обвинений.
Когда Хлестаков, по ошибке принятый за ревизора, появляется в городе, страх достигает апогея. Чиновники начинают давать ему взятки, чтобы откупиться от своих грехов, ошибочно полагая, что Хлестаков — важная фигура. Страх перед возмездием за совершенные преступления становится основной причиной их действий. Интересно, что жена и дочь Городничего не испытывают страха перед Хлестаковым, видя в нем скорее связь с более широким миром и возможность узнать новости из столицы. Однако Хлестаков сам также охвачен страхом, особенно в начале своего прибытия, боясь, что его могут посадить в тюрьму за неоплаченный счет в гостинице.
В конце концов, когда Хлестаков уезжает, Городничий и другие чиновники переживают облегчение, но их страх возвращается с новой силой, когда прибывает настоящий ревизор. Этот повторный всплеск страха подчеркивает, что страх стал неотъемлемой частью их существования. Таким образом, страх в комедии Гоголя не просто движет сюжетом, но и становится второй натурой героев, их «вторым я», которое управляет их действиями и решениями.
В заключение, страх в «Ревизоре» Гоголя — это не просто сюжетный прием, но и глубокая метафора, отражающая состояние общества и власти того времени. Гоголь использует страх как способ критики социальных пороков, делая его центральным элементом комедии, который придает динамичность сюжету и остроту его сатире.
Посмотрите эти сочинения
- Жизнь уездного городка в комедии Гоголя «Ревизор» Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное […]
- Сочинение на тему: «Ревизор» Н.В. Гоголя – история создания комедии
История создания комедии "Ревизор" Николая Васильевича Гоголя, являющейся одним из ярчайших произведений русской литературы XIX века, начинается в 30-х годах того же века. В этот период Гоголь работал над своей знаменитой поэмой "Мертвые души", однако одновременно зрела в нем мысль о создании комедии, отражающей всю полноту и несовершенство русской действительности.
Гоголь стремился создать произведение, в котором были бы утрированно и сатирично изображены черты русского общества. Ему хотелось показать […]
- Вступление к сочинению «Ревизор» Н.В. Гоголя
Комедия "Ревизор" Николая Гоголя - это выдающееся произведение русской литературы, которое и по сей день вызывает интерес у читателей и исследователей. Созданная на основе популярного анекдота времен Гоголя, эта пьеса стала олицетворением критики бюрократической системы и общественных пороков того времени. Гоголь в "Ревизоре" не просто смеется над чиновниками и общественными пороками, он представляет их в качестве символов упадка и моральной деградации общества. Пьеса отражает не только политическую сатиру, но […]
- Пороки общества в комедии «Ревизор» (сочинение)
Комедия "Ревизор" Н.В. Гоголя является ярким произведением, в котором автор с сарказмом и иронией разоблачает пороки общества своего времени. Гоголь создал галерею образов чиновников, каждый из которых символизирует определенный порок.
Сюжет разворачивается в уездном городе N, где царят коррупция, взяточничество, и безответственность. Главный герой, городничий Сквозник-Дмухановский, олицетворяет собой жадность и лицемерие. Он заботится только о собственном благополучии и положении, не задумываясь о благе […]
- Глубокий смысл немой сцены в комедии Гоголя «Ревизор» (сочинение)
Немая сцена в пьесе Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" — это кульминационный момент всего произведения, который раскрывает сущность героев и их взаимодействие с окружающим миром. Создание "Ревизора" Гоголь начал в 1830-х годах, работая над "Мертвыми душами". В этой комедии он высмеивает пороки общества, при этом смех получается горьким и болезненным.
Немая сцена представляет собой момент, когда герои узнают, что Хлестаков не ревизор, и что настоящий инкогнито уже здесь. В этот момент они как будто […]
- Кто такой Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор» (сочинение)
Иван Александрович Хлестаков, герой комедии Николая Гоголя "Ревизор", является ключевой фигурой, воплощающей сатирическую критику автором общества того времени. Этот персонаж отражает не только личные пороки, но и общие недостатки тогдашнего чиновничества и общества.
Характеристика Хлестакова:
- Хлестаков – мелкий чиновник и помещик, потерявший свое состояние в карты. Он легкомыслен, бездельник и пустослов.
- Внешне неприметный, невысокого роста, он обладает обаянием и способностью легко увлекать за […]
- Что будет после приезда настоящего ревизора? (сочинение)
Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" оставляет зрителя с интригующим вопросом: что же произойдет после приезда настоящего ревизора? Этот вопрос не только высвечивает уникальность пьесы, но и позволяет читателю вдуматься в глубину сюжета.
В центре произведения – абсурдная ситуация, где нечестные чиновники принимают обманщика за ревизора. Когда становится ясно, что настоящий ревизор уже в пути, чиновники и жители города оказываются в состоянии паники и беспомощности.
Гоголь предоставляет читателям свободу […]
- О чём мечтают герои комедии «Ревизор» (сочинение)
В своей комедии "Ревизор", Гоголь обличает пороки бюрократической системы России, создавая яркую систему персонажей с различными мечтами. Главный герой, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий, мечтает о почёте, славе, генеральском чине и престижной жизни в Петербурге, особенно после предложения Хлестакова его дочери.
Гоголь в "Ревизоре" высмеивает не только отдельных чиновников, но и ложные понятия о должностных обязанностях, присущие большинству, что символизирует всю николаевскую систему. В […]
- Сочинение на тему: Нравы уездного города в комедии «Ревизор»
В комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" мастерски изображены нравы уездного города, которые во многом определяют дух всего российского общества николаевской эпохи. Город N, в котором разворачиваются события пьесы, является собирательным образом множества подобных городов России того времени. Гоголь сатирически и гротескно изображает жизнь горожан, пронизанную коррупцией, беззаконием и моральным упадком.
Чиновники города представлены как вершина нравственного падения общества. Городничий, судья, почтмейстер и другие […]
- Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Гоголя «Ревизор» Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
- Хлестаков (характеристика) Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти […]
- Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор» Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
- Особенности композиции в комедии «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю.
Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
- Суть комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя (сочинение)
Великое произведение Николая Васильевича Гоголя, комедия "Ревизор", является живым осуждением пороков и недостатков общества своего времени. Созданная в 1835 году, эта пьеса актуальна и по сей день, ибо вопросы, поднятые в ней, не теряют своей значимости. В центре повествования — город N, пропитанный взяточничеством, лжью и невежеством его чиновников. Эти люди, погрязшие в коррупции, представляют собой образец общественного порока, главным из которых выступает алчность.
Гоголь в своей комедии раскрывает […]
- Анализ сцены вранья Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.
Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
- Сатира в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (сочинение)
"Ревизор" Николая Васильевича Гоголя — произведение, в котором автор сатирически изображает российских чиновников и обличает пороки общества. Гоголь создает уникальную картину, где каждый персонаж ярко и необычно описан, демонстрируя гиперболизированные качества и пороки, такие как жадность, непорядочность, корысть и глупость.
Сатирическая острота комедии особенно заметна в развязке, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией, выражая мысль Гоголя о грядущем возмездии и надежде на торжество […]
- Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
- Вывод по комедии «Ревизор» (сочинение)
"Ревизор" Н.В. Гоголя - это не только комедия времен, но и зеркало, в котором отражаются вечные пороки общества. Гоголь осмеивает беспредел и безответственность чиновников, превратившее маленький городок в символ коррупции и морального упадка России того времени. Через яркое и утрированное изображение каждого персонажа, комедия поднимает важные вопросы о духовном и нравственном состоянии общества.
Центральный образ Хлестакова - это воплощение "хлестаковщины", символизирующий пустоту, глупость, и эгоизм, […]
- Смысл немой сцены в «Ревизоре» Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
- Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Гоголя «Ревизор» В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой‑нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин рассказал Гоголю и об истории с литератором Свиньиным, и о происшествии, случившемся с ним самим, когда он отправился в Оренбург за материалами для «Истории […]