|
Николай |
Вера |
Портрет героев |
В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. |
Характеристика |
- Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону…»);
- раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»);
- неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»);
- не видит выхода, не верит в успех («Во время разговора он вытаскивал из пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол»)
|
- В трудной ситуации чувствует себя главой семьи («Возразила Вера, топнув ногой»);
- верит в успех дела («если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же»);
- находчивость, активность («Вдруг Вера энергичным движением вскочила с кресла»);
- деятельность («Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу», «горячо суетилась и мешала работать. На другой день Вера никак не могла усидеть дома»)
|
Авторское отношение к героям |
Автор на протяжении всего произведения называет героя только по имени, Николай Евграфович, или по фамилии, Алмазов, тем самым подчеркивая некую дистанцию между рассказчиком и героем. Только из уст главной героини мы слышим ласковое обращение к герою, Верочка называет его «Колей». |
Автор с большей симпатией относится к Верочке, называя ее на протяжении всего рассказа «Вера», «Верочка». Такое обращение дает возможность читателю быть к героине ближе духовно, помогает найти в ней родственную душу. |
Художественная деталь |
Большую роль для передачи внутреннего состояния героя играет такая деталь, как «портфель»: «он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся». Мне кажется, что автор подчеркивает, насколько Алмазов растерян, не может собраться с мыслями, чтобы найти выход из затруднительной ситуации, как портфель, который не может удержать необходимые бумаги, если с ним случилась какая-либо поломка. |
Особое значение, на мой взгляд, имеет замечание Веры о том, что кольцо с солитером «… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если пропадет». Куприн намеренно подчеркивает, что это колечко очень дорого героине, но она готова пожертвовать и им для спасения супруга. |
Особое значение для обоих героев имеет сирень, которая становится символом их любви. Наверное, и выбор цветка автором не случаен. Ведь сирень цветет весной, а именно весна в литературе всегда ассоциируется с зарождением чего-то светлого, нежного, нового. Так и для героев, на мой взгляд, сирень стала новым этапом в их совместном чувстве. Недаром Верочка говорит: «…сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» |
Отношение героев к любви |
Алмазов на протяжении всего рассказа меняет свое отношение к супруге. Если в начале повествования мы можем заметить раздражение и даже злобу по отношению к Вере («злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…», «Он передернул плечами и не отвечал», «заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду»), то по мере развития сюжета герой меняется: проявляет заботу («Алмазов уговаривал жену отправиться домой»), не стеснятся проявлять свои чувства на людях («И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь») |
Верочка с самого первого появления в произведении представлена читателю как любящая и заботливая жена («Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость», «Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа … комфорт», «обвила рукой шею Алмазова» и т.д.). Мы видим, что Вера готова ради мужа на многое: быть «его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой», продать, если это необходимо, последние драгоценности, солгать во имя спасения любимого. |