Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени».
Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При этом он не отличается ни особыми интеллектуальными способностями, ни силой духа. Наоборот, на протяжении рассказа герой раскрывается как личность нервная и слабовольная. В этом смысле Верочка, его супруга, является его полной противоположностью; она – человек действия, причем глубоко и тонко чувствующий.
Страстная натура Верочки в полной мере раскрывается в эпизоде с кустом сирени, который и дал название рассказу. Алмазов готовит работу по инструментальной съемке местности, и по неловкости садит на карту кляксу. Решив как-то исправить ситуацию, он дорисовывает на месте кляксы куст сирени. После сдачи работы Алмазов возвращается домой очень удрученным, потому что дотошный и педантичный профессор не принял его план. Для Алмазова это поражение, которое ставит под угрозу его дальнейшую учебу в академии. Однако Верочка придумывает и блестяще реализует дерзкий план. Продав свои драгоценности, она нанимает рабочих, которые за одну ночь исправляют ситуацию. Приехав утром на местность, пожилой профессор с удивлением обнаруживает, что план Алмазова полностью отражает реальное положение вещей, потому что на этом месте действительно растет куст сирени.
Моральная сторона вопроса не слишком беспокоит героев. Для них цель оправдывает средства, они не переживают насчет того, что достигли своей цели обманом. Оба они ищут счастья, и оба достигают его, в конечном итоге. Счастье Верочки – любым путем делать счастливым своего слабохарактерного мужа. Ее любовь жертвенная и самозабвенная, Верочка даже не осознает, что намного превосходит своего супруга силой духа. Не осознает этого и Алмазов, который привык к обожанию супруги и воспринимает его, как должное. Для счастья нужно не так много, и, в конечном счете, каждый имеет на него право. Возможно, именно эту идею и хотел донести до читателя автор.
Посмотрите эти сочинения
- Сравнительная характеристика «Алмазов и Верочка» (таблица с цитатами)
Николай Алмазов
Верочка Алмазова
Черты характера
Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный.
Неудачи сделали его неуверенным и нервозным.
Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная.
Характеристики
Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый.
Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу.
Вера в исход дела
Неуверен в успехе, не может найти […]
- Сочинение с планом по рассказу Куприна «Куст сирени» Сочинение-рассуждение
План:
1. Вступление
2. Основная часть
а) тема любви в произведении
б) вопрос о человеческом счастье
в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях
3. Заключение
Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев.
Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
- Сравнительная характеристика «Николай и Вера Алмазовы» (таблица с цитатами)
Николай
Вера
Портрет героев
В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания.
Характеристика
Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»);
раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»);
неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
- Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича (таблица)
Олеся
Иван Тимофеевич
Социальное положение
Простая девушка.
Городской интеллигент. «Барин», как называют его Мануйлиха и Олеся, «паныч» называет Ярмила.
Образ жизни, занятия
Живет с бабкой в лесу и довольна своей жизнью. Охоту не признает. Очень любит животных и заботится о них.
Городской житель, волей судьбы оказавшийся в глухой деревне. Пробует писать рассказы. В деревне надеялся найти множество легенд, преданий, но очень быстро заскучал. Единственным развлечением стала […]
- Любовь как высшая ценность мира в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, — писал Куприн, — всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть».
Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном […]
- Изображение мира природы и человека в повести «Олеся» Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях — «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны».
Впервые купринская концепция человека и природы была […]
- Трагизм решения любовной темы в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал.
Куприну принадлежат замечательные […]
- Сравнительная характеристика Петра и Февронии Муромских (в таблице)
Петр
Феврония
Социальный статус (положение) до замужества
Младший брат князя Петра, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен к жене которого стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились болезненные язвы
Дочь крестьянина древолаза-бортника (собирающего мед), живущая в селе Ласково в Рязанской земле, «имевшая дар прозорливости и исцелений» […]
- Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Лескова «Очарованный странник» Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей.
В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного […]
- Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя (сочинение)
В комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор", образ Ивана Александровича Хлестакова является ключевым для понимания всего сюжета. Он представляет собой типичного представителя столичной молодежи начала XIX века, обладающего всеми чертами, характерными для его социального положения и времени.
Хлестаков - молодой человек 23-24 лет, дворянин по происхождению, обладающий собственной деревней в Саратовской губернии. Его образование соответствует традиционному для дворянских семейств того времени. […]
- Тема родины в стихотворениях Есенина Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
- Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в таблице
А. А. Чацкий
А. С. Молчалин
Характер
Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений.
Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе.
Положение в обществе
Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям.
Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
- Проблема любви и предательства в повести Андреева «Иуда Искариот» Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.
Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в […]
- Татьяна — идеал русской женщины Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины.
Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили.
При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
- Жилин и Костылин (сочинение) Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник» в конце 19 века. В то время на Кавказе не утихали военные действия, постоянно происходили стычки русских с горцами. Рассказ повествует о судьбах двух главных героев, русских офицеров Жилина и Костылина.
Сюжет рассказа достаточно прост: герои попадают в плен к горцам и пытаются совершить побег. Однако Толстой показывает, насколько разным может быть поведение людей в одной ситуации. Жилин – человек действия, это проявляется в каждом его поступке. Став пленником, […]
- Характеристика героев в пьесе «Гроза» Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес.
Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
- Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Одной из важных особенностей русской литературы 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. Можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней.
Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека […]
- Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин» Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом – «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность «во плоти и крови», со своим мироощущением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное и бурное время, в «годину горя». Гражданин напоминает Поэту о суровости и […]
- Теория Раскольникова и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание» Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
- Трагедия Базарова (сочинение) Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]