Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.
Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя. Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода. Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.
Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды — Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
Изергиль, скрипучий голос которой «звучал, как будто это роптали все забытые века», рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» только с мудростью прошлых лет. Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью. Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков. И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»
Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей в рассказе проявилась и другая, не менее характерная черта горьковского творчества, – обличение трусливой косности обывателя, мещанского стремления к покою. Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.
Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.
В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма. Они проявились в контрастном противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (тьма и свет в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев («Что сделаю я для людей!?» — сильнее грома крикнул Данко»), в патетике, напряженной взволнованности речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных тем, например, в понимании личной свободы у Ларры. В романтических традициях даны в рассказе и картины природы.
Посмотрите эти сочинения
- Проблематика легенды о Ларре и современное решение Ларра был сын орла и цыганской девушки - такую родословную его рассказала старуха Изергиль. Конечно, такого не бывает в жизни, но в сказках ведь все бывает. Продолжение моей истории жизни Ларры будет иным, чем написал его писатель Горький, совершенно иным и современным.
Во-первых, Ларра очень любил свою маму, она ведь вырастила его и все для него сделала после смерти отца. Она искренне хотела, чтобы он мог подружиться с людьми и стать с ними как одно целое. Но ее желание не было осуществлено, так как есть […]
- Сравнительная характеристика «Ларра и Данко» (таблица)
Ларра
Данко
Характер
Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать.
Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный.
Внешность
Симпатичный юноша.
Молод и красив.
Взгляд
Холодный и гордый как у царя зверей.
Освещает силой и жизненным огнем.
Родственные связи
Сын орла и женщины
Представитель древнего племени
Жизненная позиция
Не хочет […]
- О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма» Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня.
Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
- Зимние сумерки (сочинение) Все мы любим лето. Долгие дни, которые нижутся на нитку каникул, словно ровные блестящие жемчужины. И длинные перламутровые вечера с розовыми закатными облаками и чаепитием на открытой веранде. Как ждем мы их суровой российской зимой! Когда улицы засыпаны сугробами, лужи, как цепями, скованы льдом, а небо - черное, бархатное и бездонное.
Зимние сумерки - неожиданны и внезапны. Они падают на город, с его суетой, пробками и многоэтажками, как платок на клетку с попугаем. Сразу становится зябко и жутковато. Но […]
- Болезнь и смерть Базарова Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
- Изображение событий гражданской войны в книге рассказов Бабеля «Конармия» Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя.
Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
- Сочинение на тему «Город N в комедии ‘Ревизор'»
В комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", город N является ключевым элементом, отражающим общую картину жизни уездной России первой половины 19 века. Этот город без конкретного названия символизирует типичное явление для той эпохи - место, где прогнили нравы и обычаи, где чиновничья верхушка пребывает в полной безнаказанности, погруженная в злоупотребления и коррупцию. Все это Гоголь показывает на примере отдельных персонажей, управляющих различными сферами жизни города.
Главным образом города является городничий […]
- Один день на Земле без бактерий Нам не нравится болеть. Мы не любим кашлять, чихать, лежать с температурой, чувствовать слабость, собственное бессилие. Мы не любим находить испорченную еду, случайно забытые на пару часов, день, неделю продукты. Мы не любим - очень не любим виновника этих наших бед: бактерии.
Бактерии виноваты и в наших болезнях, и в наших испорченных продуктах. Порой, некоторые из нас в порыве злости желают им полного исчезновения. Давайте представим, что произойдёт на самом деле, если однажды все бактерии действительно […]
- Человек славен добрыми делами (сочинение) Говорят, что человек славен добрыми делами, и это действительно так. Нет другого способа заслужить уважение среди людей, кроме добрых поступков. Так случается иногда, что человек очень хорошо умеет общаться, умеет понравиться собеседнику, очаровать чувством юмора. Но время проходит, и замечаешь, что слова у этого человека расходятся с делом, и тогда уважение к такому человеку пропадает. Бывает и по-другому… ничем человек внешне не выделяется, а все равно его с ним все хотят дружить.
В прошлом году появился у […]
- Сатирическое изображение действительности в сказках Салтыкова Щедрина («История одного города») «История одного города» – это величайшее сатирическое полотно‑роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. «История одного города» показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники – самодуры 70‑ых гг. отличались от дореформенных только тем, что грабили более современными, капиталистическими способами.
Город Глупов – олицетворение самодержавной России, русского народа. Его правители воплощают в себе конкретные черты […]
- Мое любимое стихотворение Пушкина (сочинение) Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя.
В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
- Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи» Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
- Глубокий смысл немой сцены в комедии Гоголя «Ревизор» (сочинение)
Немая сцена в пьесе Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" — это кульминационный момент всего произведения, который раскрывает сущность героев и их взаимодействие с окружающим миром. Создание "Ревизора" Гоголь начал в 1830-х годах, работая над "Мертвыми душами". В этой комедии он высмеивает пороки общества, при этом смех получается горьким и болезненным.
Немая сцена представляет собой момент, когда герои узнают, что Хлестаков не ревизор, и что настоящий инкогнито уже здесь. В этот момент они как будто […]
- Герои своего времени (сочинение) Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
- Образы животных в баснях Крылова Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.
В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на […]
- Сочинение с планом по произведению Платонова «Возвращение» Сочинение-рассуждение: Возможно ли вернуться после войны?
План:
1. Введение
а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения»
2. Основная часть
а)«Странен и непонятен был родной дом»
3. Вывод
а) «Уразуметь сердцем»
Уразуметь «сердцем», значит понять
П. Флоренский
В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему — возвращение после войны. Причем речь идет […]
- «Лагерная тема» в творчестве Солженицына и Шаламова Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие.
В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […]
- Русская земля в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни […]
- Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
- Язык изменчив, как изменчива сама жизнь (сочинение-рассуждение) Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.
Сегодня мы учим в школе родной язык, подчиняясь незыблемым правилам. Во всяком случае, так нам кажется. «Жи-ши» пиши с «И», «ча-ща» пиши с «а» и много-много других правил. Но будут ли наши потомки через сто, двести, триста лет подчиняться этим правилам? Возможно. Но наверняка многие из них изменятся, какие-то вовсе исчезнут. И, читая наши записи, дети 22 века будут улыбаться тому, какие забавные слова мы использовали.
Язык меняется вместе с нами. Приходят новые слова […]