Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизм произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом. Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта, отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматического произведения. В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное. Интересно, что «На дне», пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор между двумя «правдами жизни» – позициями Луки и Сатина.
Среди особенностей пьесы назовем наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей. Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на «дно» жизни.
Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.
Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна». В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас. Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему. Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой в трудностях? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.
Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Луки звучит: «Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Сатин же изрекает: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Да, очень привлекательны для нас восклицания о том, что «существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Авторская позиция в драматическом скрыта. Горький не дает прямой оценки слов своих героев. Правда, в другом своем прозаическом произведении «Жизнь Клима Самгина» автор говорит о том, что мы любим людей за добро, которое мы им сделали, и не любим за зло, принесенное им. Когда человека обманывают, скрывают он него что-то, ему, конечно, приносят зло, так как лишают права на информацию и, следовательно, на объективно сделанный выбор. С этой точки зрения, философия Луки не может быть спасительной, его жалость и сострадание не тождественны любви к человеку. Но и Сатин бессилен помочь обитателям ночлежки, так как ему не за что уважать даже себя, на самом деле, он не видит человека в себе, его слова не подкрепляются действием. В этом общая трагедия всех героев. Слова и мечты повисают в воздухе, не найдя опоры в самих людях.
В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов. Неоднозначность и многоплановость пьесы связаны с глубиной поднятых проблем. Нельзя видеть в Луке дурацкого «лукавого» старичка, который все время врет, но нельзя и идеализировать его сострадательную любовь. В то же время, Сатин, на первый взгляд, произносит свой монолог, как в бреду, в его воспаленном мозгу всплывают фразы, которых он понахватался из разных мест. Но своим восторгом он пытается заразить народ, поднять на революцию. Хотя в его словах очевидна подмена ценностей. И может быть, этим образом Горький предупреждал нас об извечно существующей в революции подмене ценностей, в чем и заключается ее трагедия.
Истинная драма всегда современна. Актуальность пьесы «На дне» никогда не умрет, на мой взгляд, потому что при чтении или ее просмотре на сцене мы задумываемся о вечных проблемах выбора своего пути. Сегодняшний пафос произведения, по-моему, связан с попыткой всего нашего общества подняться со «дна», понять, почему у одних получается выкарабкаться, а у других – нет. Позитивное стремление поднять голову, к сожалению, не всем удается. А кто-то и не пытается. Это тоже жизненная философия. Таким образом, жизненность драмы «На дне» обусловлена ее правдивостью.
Посмотрите эти сочинения
- Характеристика героев пьесы «На дне» (таблица)
Имя героя
Как попал "на дно"
Особенности речи, характерные реплики
О чем мечтает
Бубнов
В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно.
Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. "Все люди на земле лишние".
Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
- Понимание добра и правды в пьесе «На дне» Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
- Новаторство горького-драматурга в пьесе «На дне» Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева.
Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
- «Три правды» в пьесе Горького «На дне» (сочинение) В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
- Атмосфера духовного разобщения людей в пьесе «На дне» Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
- «На дне» социально-философская драма (сочинение) В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906).
Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы.
В России “На дне” вышла в издательстве […]
- Философский спор о правде в пьесе «На дне» Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде.
Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
- Сравнительная характеристика «Алмазов и Верочка» (таблица с цитатами)
Николай Алмазов
Верочка Алмазова
Черты характера
Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный.
Неудачи сделали его неуверенным и нервозным.
Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная.
Характеристики
Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый.
Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу.
Вера в исход дела
Неуверен в успехе, не может найти […]
- Сочинение по произведениям Достоевского на тему: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием» Дворянин по происхождению Достоевский получил великолепное инженерное образование. Его первая повесть «Бедные люди» была благосклонно принята критиками, отметившими очевидный талант писателя, которому в будущем суждено было стать титаном русской литературы. Писатель обладал тонкой душевной организацией, живым умом и не мог не поддаться революционным веяниям того времени. Весной 1849 года он был арестован и со всеми другими заговорщиками приговорен к расстрелу. Перед самым исполнением приговор изменили – Федора […]
- Характеристика главных героев рассказа «Бежин луг» Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием.
В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних […]
- Один день на Земле без бактерий Нам не нравится болеть. Мы не любим кашлять, чихать, лежать с температурой, чувствовать слабость, собственное бессилие. Мы не любим находить испорченную еду, случайно забытые на пару часов, день, неделю продукты. Мы не любим - очень не любим виновника этих наших бед: бактерии.
Бактерии виноваты и в наших болезнях, и в наших испорченных продуктах. Порой, некоторые из нас в порыве злости желают им полного исчезновения. Давайте представим, что произойдёт на самом деле, если однажды все бактерии действительно […]
- Характеристика одно из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (сочинение)
Иван Александрович Хлестаков, ключевой персонаж комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", предстает перед читателем как яркий образ, воплощающий типичные черты и пороки российского общества того времени. Гоголь создает образ Хлестакова с особым мастерством, делая его не просто фигурой для насмешки, но и зеркалом, отражающим недостатки и недоработки общественной системы.
Хлестаков – молодой дворянин, мелкий чиновник из Петербурга. Его характеризует поверхностность и глупость, свойственная многим персонажам того времени. […]
- «Делать чудеса своими руками» по повести «Алые паруса» (сочинение) Многие ли люди верят в чудеса? Бытует мнение, что чудеса бывают только в детских сказках. Взрослея, люди часто теряют способность верить в чудо, удивляться ему. И совсем немногие верят в свою способность делать чудеса своими руками. К счастью, с героями повести-сказки А. Грина «Алые паруса» все произошло совсем не так.
С детства главная героиня повествования, Ассоль, отличалась от других детей. Ей сложно было найти друзей, ей так хотелось верить в чудо, в сказку. Не встречая понимания окружающих, Ассоль часто […]
- Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве.
Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
- Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Лескова «Очарованный странник» Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей.
В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного […]
- Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии.
Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых
…хвалят все, питают – лишь журналы;
Катится мимо их фортуны колесо…
Их жизнь – ряд горестей, […]
- Правда войны в «Севастопольских рассказах» Толстого Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен […]
- Новаторство лирики Маяковского Новаторство в творчестве Маяковского критики неизменно связывают с принадлежностью поэта к русскому футуризму. При этом из всех будетлян (так называли себя представители данного направления в литературе) Маяковский прославился больше всех. В декабре 1912 года в России увидел свет первый манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Авторами декларации русских футуристов стали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский и В. Хлебников. В ней молодые бунтари призывали «сбросить с парохода современности» […]
- «На поле Куликовом» Блок (анализ) Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме «Возмездие» и в стихотворении «Скифы».
Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле «На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для утверждения этой мысли Блок употребляет прием […]
- Быт и нравы Москвы 15 в. в «Песне про царя…» Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и вдохновения.
В Москве происходит действие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого […]