«Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима
План:
1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!».
2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе
а) Россия в послевоенное время.
б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима.
в) Судьба русской женщины в советском государстве.
3) Матрена – последняя из праведников.
Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические произведения, не страшась расправы власти за такой смелый шаг. На страницах произведений Солженицына изображается общество во время и после царствования тоталитарного режима. Увы, жизнь в эти два периода времени мало отличалась: люди бедствовали и терпели жизненные невзгоды всегда. Солженицын являлся очевидцем таких событий и стремился открыть всю правду потомкам, поэтому придерживался девиза «жить не по лжи!».
Самым темным временем в истории существования СССР Солженицын считал эпоху тоталитарного общества. Страна была разграбленной, разрушенной. Тоталитарный режим, когда из-под каждого куста стоило ожидать опасность, уже прошла, но люди долго восстанавливались после такого эмоционального шока, поэтому стали озлобленными, безнравственными. Но были и другие — настоящие праведники.
Россия в послевоенное время была страшной страной: в глубинке люди жили в нечеловеческих условиях, а в Москву и Петербург нелегко пробраться. Рассказчик в произведении «Матренин двор» после фронта потерял еще 10 лет жизни на то, чтобы отсидеть в лагере – такая участь ждала многих советских солдат, которые были заподозрены в измене или выбирались живыми из плена во время войны. Повествователь оказывается в российской глубинке, в местности, где добывают торф. На краю света он находит единственного человека, который отличается по характеру и образ жизни от всех – это старушка Матрена, у которой он был квартирантом.
В рассказе Солженицын сравнивает изобразить, с какими сложностями сталкивались люди, которые жили по совести. К категории таких людей можно отнести и Матрену. Она не была счастливой ни в молодости, ни сейчас: не дождавшись с войны мужа, ей пришлось выйти замуж за его брата. С тех пор все в жизни этой бедной женщины пошло наперекор: дети умирали один за другим, и в деревне все стали показывать на нее пальцем. Однако Матрена находила в себе силы продолжать жить дальше и бороться со всеми невзгодами. Несчастную судьбу вместе с ней по всей России разделяли миллионы женщин, но Матрена одна из немногих не падала духом, за что ею можно восхищаться.
Матрена была последней из праведников деревни Тальново. Не думала о себе – она жила ради других. Пословица «русская женщина коня на скаку остановит» становится чрезвычайно правдивой, поскольку Матрена действительно была способна не только на это, но и на другую тяжелую работу. Что же будет с Россией, когда таких женщин, как Матрена, совсем не станет? Солженицын заставляет читателя задуматься над этим в конце рассказа, когда происходит трагическое событие. Матрена умирает нелепой роковой смертью – вряд ли ее когда-нибудь одолела старость. От нее осталась только правая рука, которой она непременно будет молиться на том свете за всех хороших и плохих, добрых и злых, благодарных и неблагодарных людей со своей деревни и всей земли русской.
Характеристика персонажей: взаимоотношения Матрены с жильцами деревни Тальново
Главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матренин двор» была уникальным типом человеческой натуры. Она мало заботилась о себе и всецело отдавалась людям. Ее устаревшие поступки и привычки раздражали окружающих ее людей, и один лишь учитель, выступающий в роли рассказчика, понимал и любил эту женщину. Он был у Матрены квартирантом и наблюдал за ее жизнью. Он никогда на нее не злился и даже прощал ее за кусочек торфа или тараканью ножку, которая случайно оказывалась в его похлебке. У него «не хватало духу упрекнуть Матрену».
С добротой и лаской к Матрене относилась приемная дочка Кира, которая была рождена женщиной по имени Матрена от Фаддея – человека, который должен был стать мужем главной героини, если бы не война. Ради Киры и делалось все это наследство, на котором, в первую очередь настоял ее отец – не хотел он упускать возможности заполучить немногочисленное наследство старушки – козу да избу.
Никто Матрену не любил и не уважал: Фаддей, узнав о том, что Матрена не дождалась его и вышла за брата Ефима, чуть не заколол ее топором. Но стоило ли винить Матрену, когда Фаддея считали погибшим и сами родственники настояли на матренином браке с Фаддеем? Свой план мести Фаддею невольно удается совершить спустя несколько десятилетий, когда Матрена помогает ему с сыновьями перетаскивать свое наследство через железную дорогу.
Никто из малочисленных наследников Матрены не пожелал дожидаться ее смерти – имущество было распределено при ее жизни. Родственники не любили чудаковатую старушку, которая практически не следила за собой и выполняла тяжелую работу во благо другим. Не женственной она была, простой!
Муж Ефим не смог сделать Матрену счастливой. Он упрекал ее в том, что одевается она по-простому, не по моде, что не любит и не умеет за собой ухаживать. А разве нужно заниматься лишь собой, когда вся деревня и держится на одной Матрене? Об это никто не думал в момент скорби, и потому среди искренних причитаний другой Матрены, жены Фаддея, было слышно: «А насчет избы еще поговорим!».
Одна-одинешенька была Матрена в Тальново да и на всей земли русской: грязно-белая коза, колченогая кошка и рассказчик – единственные существа, которые, если не любили, то хотя бы не осуждали эту старую, но сильную женщину. А если подумать, то, действительно, именно на таких, как она, и держится наша земля.
Мини-сочинение: Смысл названия рассказа «Матренин двор»
В рассказе «Матренин двор» Александр Солженицын изображает целую галерею образов русских людей, живущих в провинции. Некоторые из них уже прожили половину жизни на фронте и в лагерях, а некоторые только начинали жить и, глядя на своих сломленных горем соседей, перенимали худшие черты их характера. Вопросы просвещения в отдаленных уголках России никого не интересовали: каждый жил своей размеренной жизнью, считая ее правильной, и без зазрения совести осуждал людей, которые отличались от других. Такой были и Матрена – старушка из поселка Тальново, которая трагически погибает после своей благодетельной жизни по вине всех окружающих ее людей.
Почему же поселок, который с Матреной делили десятки других жителей, называли двором, «Матрениным двором»? Старушка была центральным персонажем – все следили за ее жизнью, все осуждали за старушечьи повадки, но никто не задумывался, что на таких, как она, и держится весь «двор», вся Россия, весь мир. Неизвестно, какие изменения произойдут после ухода Матрены, но ответ на этот вопрос можно найти в первоначальном названии рассказа. «Не стоило село без праведника» — именно такое название Солженицын хотел дать своему произведению, но его последний выбор помогает сосредоточиться читателю на «дворе», который мало чем отличался от самой отдаленной местности земли, на краю света.
После ухода Матрены не стало и ее имущества – избу разобрали, козу увели. Никто не вспоминал, как бескорыстно Матрена помогала всем в хозяйственных делах, говорили о ней без любви – неопрятная она была, не модная. Не осталось ничего после смерти: угас последний светоч, исчезло добро, позабыто все хорошее. Стерт с лица земли Матренин двор – двор простоты, праведничества, бескорыстия.
Посмотрите эти сочинения
- О чем заставляет задуматься рассказ «Матренин двор» Если бы не школьная программа - никогда не стала бы я читать "Матрениного двора". Не потому, что скучно, длинно или неактуально. Наверняка актуально и в наши "продвинутые", компьютеризированные дни! Стоит лишь отъехать подальше от мегаполисов и крупных городов, в которые напиханы "блага цивилизации". Современная деревня мало изменилась со времен, Александром Солженицыным описанных. Такая же бедность, убожество и грязь. Те же дрязги, склоки и пьянство. Только на домах прицеплены спутниковые тарелки.
Читать про […]
- Тема праведничества в рассказе «Матренин двор» Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?
Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.
Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.)
“Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та — мышей душила”.
Матрёна достаточно […]
- Тема нравственности в рассказе «Матренин двор» В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием «Матренин двор». Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. […]
- Человек в тоталитарном государстве (сочинение) В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.
Образ главного героя – […]
- «Лагерная тема» в творчестве Солженицына и Шаламова Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие.
В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […]
- Сочинение с планом по поэме Твардовского «Василий Теркин» Поэма «Василий Теркин» - поистине редкая книга
План:
1. Особенности военной литературы.
2. Изображение войны в поэме «Василий Теркин».
а) «Василий Теркин» как Библия фронтового человека.
б) Черты характера Теркина в русских бойцах.
в) Роль героя в воспитании патриотического духа солдат.
3. Оценка поэмы критиками и народом.
За долгие четыре года, в которые продолжалась война между СССР и фашистской Германией, было написано немало литературных произведений, по праву вошедших в сокровищницу русской […]
- Описание действия или описание трудового процесса (сочинение) Как я мою полы
Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так:
Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
- Спор поколений: вместе и врозь Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая.
1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
- Сочинение по картине А.Я. Головина «Натюрморт. Цветы в вазе»
Первый вариант
Я вижу перед собой очень яркую картину русского художника Александра Яковлевича Головина. Она называется «Цветы в вазе». Это натюрморт, который получился у автора очень живым и радостным. В нем много белого цвета, домашней утвари и цветов.
Автор изобразил в работе много деталей: вазу для конфет, керамический стакан золотого цвета, статуэтку из глины, банку с розами и емкость из стекла с огромным букетом. Все предметы стоят на белой скатерти. На уголок стола наброшен пестрый платок. Центром […]
- Адресаты любовной лирики Лермонтова (сочинение) 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме.
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Любить… но кого же? На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) - размышляет лирический […]
- Сочинение с планом по произведению Платонова «Возвращение» Сочинение-рассуждение: Возможно ли вернуться после войны?
План:
1. Введение
а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения»
2. Основная часть
а)«Странен и непонятен был родной дом»
3. Вывод
а) «Уразуметь сердцем»
Уразуметь «сердцем», значит понять
П. Флоренский
В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему — возвращение после войны. Причем речь идет […]
- Поэзия 60-х годов 20 века (сочинение) Поэтический бум шестидесятых годов 20 века
Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
- Сочинение с планом по произведению Чехова «О любви» 1. Сочинение-рассуждение
План
1. Об авторе
2. Особенности рассказа "О любви"
а) Как раскрывается тема любви в этом произведении?
3. Отношения между персонажами
а) О чем говорят поступки героев?
4. Правильное ли решение принял Алехин?
5. Итог
А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
- Сочинение с планом по повести Булгакова «Собачье сердце» План
1. Введение
2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова)
3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария)
4. В чем опасность шариковщины?
В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
- В чем особенность изображения внутреннего мира героев 19 века 19 век отличается поразительной глубиной понимания человеческой души в русской литературе. Можно ответить на этот вопрос на примере трех великих русских писателей: Толстого, Гоголя и Достоевского.
Толстой в "Войне и Мире" раскрывал также и мир души своих героев, делая это "по-хозяйски" и легко. Был высоким моралистом, однако его поиски истины к сожалению закончились уходом от истины Православной веры, что впоследствии негативно повлияло на его творчество (пример, роман "Воскресенье").
Гоголь своей сатирой […]
- Что такое «подводное течение» в пьесе «Вишневый сад» В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
- Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
- Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» (анализ) Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он "повернулся" к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон - не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи.
Еще одна немаловажная сцена - подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
- Анализ романа Чернышевского «Что делать?» Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы:
1. Социально-политическая проблема […]
- Громада-любовь и Громада-ненависть в лирике Маяковского В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед собой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному переустройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», — писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви.
Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно трагическое звучание этой темы. В поэме «Человек» — страдания человека, пережившего неразделённую любовь.
«И толькоболь мояострей —стою,огнём обвит,на несгорающем костренемыслимой […]