Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Художественные средства выражения авторской позиции в драме Шварца «Тень»

Драма – особый род художественной словесности. Его основные признаки – это диалогическая форма и наглядное изображение действия. Если эпос повествует о людях, событиях, в которых они участвуют, обстановке, в которой эти события происходят, если лирика выражает переживание человека, то драма показывает события и раскрывает характеры действующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные высказывания и поступки. Поэтому авторское присутствие в драме приобретает специфическую форму – форму ремарок. Ремарки могут быть разными. К ним относятся первые комментарии, которые автор дает относительно каждого действующего лица, описания обстановки, в которой действуют персонажи, замечания автора, сопровождающие реплики героев.

Пойдем с первой страницы. Если мы обратимся к списку действующих лиц, то увидим, что автор не дает почти никаких комментариев. В первой ремарке первого действия мы тоже не замечаем особой конкретики. Но внимательный читатель может понять, что в этом и кроется авторский замысел. Действие, по указанию автора, происходит в некоей «южной стране», другими словами – не столь важно где. Действие не привязано к определенному государству, к определенному историческому периоду. В списке действующих лиц лишь немногие наделены именами, большинство обозначены их «должностями»: первый министр, министр финансов, доктор, придворные. Все это указывает на то, что автор изначально выводит некоторое обобщение: события, которые мы увидим, отношения, в которые вступят персонажи, актуальны для любой страны, в любую историческую эпоху. Кроме того, автор вводит сразу и далее в тексте сказочные элементы: в произведении присутствуют Принцесса, людоеды, Мальчик‑с‑пальчик. Как известно, свои сказки есть у каждого народа, но во всех в них отражены одни и те же общечеловеческие истины. То есть продолжается мотив обобщения, мудрости, содержащейся в тексте и годной для всех.

Надо отметить, что автор скуп на ремарки, но все же они в какой‑то степени создают второй план образа персонажей. Авторская позиция проявляется и в том, что всех персонажей пьесы можно распределить по группам. Это изначально положительные герои – Ученый и влюбленная в него Аннунциата, однозначно отрицательные герои – Тень, Министр финансов и Первый министр. Но больше всего героев, которые «действуют по обстоятельствам». Они не плохи, пока ничто не задевает их, они готовы совершать добрые поступки или хотя бы не совершать плохих, если это не ущемляет их интересов. К ним относятся Пьетро – людоед и нежно любящий отец одновременно, Цезарь Борджиа – тип пронырливого журналиста, который плох «по долгу службы», Юлия Джулии – далеко не плохая женщина, но поставившая на первое место свою славу певицы и постоянно из‑за этого идущая на компромиссы, которые ей самой неприятны. Автор называет ее так, что как бы ее указывает на ее замкнутость на себе: и само имя, и фамилия лишь звуковые вариации одного и того же имени. Автор же наделяет ее плохим зрением, это внешне выглядит некоторым кокетством, но может символически означать вынужденную душевную близорукость Юлии. Она старается создать образ слабой, ранимой женщины, которой подчас просто не под силу разглядеть плохого в плохом.

Аннунциата описывается автором как очень подвижная девушка, она кажется чересчур скромной и покорной, постоянно делает книксены Ученому, но затем, как бы противореча этому, оказывается смелой, сильной и верной подругой. Так автор использует контраст, который оборачивается приятным для читателя открытием. Ученый в начале пьесы с помощью ремарок описывается как мягкий, неуверенный, рассеянный человек. Он посмеивается над самим собой, постоянно теряет очки. В конце уже исчезают эти замечания, выдержав испытания, он становится крепче духом.

При первом появлении Доктора автор дает нам понять в ремарке, что герой этот далеко не однозначен, это «молодой человек, в высшей степени угрюмый и сосредоточенный». Затем мы узнаем, что эта постоянная угрюмость не поза, но следствие того, что он был вынужден скрыть свою истинную личность, свой талант, чтобы не оказаться изгоем в этой «южной стране».

Ремарки, сопровождающие появление персонажей из группы отрицательных, рассчитаны на создание комического эффекта. Первый министр – уверенный румяный толстячок, Министр финансов отвратителен и внешне, и внутренне. Его напускное величие комически развенчивается в сцене разговора с Юлией, когда лакеи по его приказу придают ему позы, выражающие его чувства: позу крайнего возмущения, позу крайнего удивления.

Поведение Тени полностью противоположно поведению Ученого. Его действия сопровождаются ремарками, указывающими на его частые поклоны, затем – на его любовь к манерным, изящным жестам.

Итак, мы видим, что в драматическом произведении также возможно вычленить позицию автора, более того, это необходимо, чтобы воспринять произведение во всей его целостности.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Как раньше проходили народные праздники и гулянья (сочинение) Я очень люблю приезжать в гости к бабушке в деревню. Там так спокойно, тихо, совсем не так, как в городе. Мне нравится летом отдохнуть от городской суеты, но праздники я все же люблю проводить дома, где шумно и весело, много детей и молодежи. Зимой в деревне совсем тоскливо и пусто, под Новый год все сидят по домам, едят салаты и смотрят телевизор. Да и опустела деревня, в основном живут здесь сейчас одни старики. Но бабушка рассказывает, что так было далеко не всегда. Много лет назад жизнь в деревне была […]
    • Импрессионизм поэзии Фета Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства - впечатления. Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег - это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег - это уже воздействие на чувства читателей. «Первый снег...» Кто-то, к примеру, […]
    • Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (анализ) Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ее основные мотивы развивает и Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796 г.). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по‑разному формулировали свои права на бессмертие: Гораций хорошо […]
    • Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые   сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного […]
    • Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение […]
    • Роль метафоры в стихотворении Пушкина «Узник» Чтобы понять глубокий, сокровенный смысл стихотворения «Узник», полезно знать обстоятельства его написания молодым поэтом. В начале мая 1820 г. А. С. Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к […]
    • Герои своего времени (сочинение) Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
    • Выразительные средства поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно‑поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в […]
    • Своеобразие любовной лирики Пушкина (сочинение) Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:   В первый раз еще, […]
    • Рецензия на произведение «Бедная Лиза» В повести “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин поднимает тему любви простой девушки к дворнику. Идея повести заключается в том, что нельзя никому доверять и верить, кроме себя. В рассказе можно выделить проблему любви, потому что все произошедшие события были из-за влюбленности Лизы и увлеченности Эраста. Главная героиня повести – Лиза. На внешность она была редкой красоты. Девушка была трудолюбивой, нежной, ранимой, доброй. Но, несмотря на ее ранимость, она никогда не показывала свою тоску, а казалась […]
    • Женские образы в романе Толстого «Война и мир» (сочинение) Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • Анализ стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее – в большой […]
    • Пока жив язык — жив народ (сочинение-рассуждение) С первых дней жизни человек начинает изучать свой родной язык. Это происходит незаметно. Ласковый говор матери, шёпот отца над колыбелькой, бабушкины напевы и дедушкины истории постепенно знакомят ребёнка с колоритом наречия, на котором он будет говорить всю жизнь. Его будут окружать люди, общающиеся на этом же языке. На нём он будет делиться секретами с мамой, признаваться в любви, когда вырастет, и ему он будет учить своих детей. Это огромное счастье! Представим на минуточку, что кто-то хочет лишить нас […]
    • «Смех – благородное лицо» в комедии Гоголя «Ревизор» Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
    • Мотивы лирики Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов   В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман […]
    • Художественные особенности «Слова о полку Игореве» Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов. Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
    • Языковые средства создания характера в рассказе Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе «Левша» – таким положительным героем стал простой тульский мастер, бедный косой левша. Для создания характера героя речь […]
    • Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (таблица) Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]