Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Трагедия войны в творчестве Белля

Творчество немецкого писателя Генриха Белля почти полностью посвящено теме войны и послевоенной жизни Германии. Его произведения сразу приобрели известность, стали печататься во многих странах мира, а в 1972 году писателю была присуждена Нобелевская премия «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».

Первый сборник автора, состоящий из повестей и рассказов, «Странник, когда ты придешь в Спа…» посвящен трагической судьбе юных немецких парней, которым прямо со школьной скамьи пришлось идти на фронт. Эта тема продолжает развиваться и в более поздних циклах прозы «Когда началась война» и «Когда кончилась война». Перейдя к более крупным эпическим формам, Генрих Белль создает свои первые романы о войне: «Поезд пришел вовремя» и «Где ты был, Адам?».

С 1939 по 1945 год Генрих Белль был солдатом гитлеровской армии. Его свидетельства как писателя-фронтовика имеют высокую степень достоверности. Когда встал вопрос об издании его романа «Где ты был, Адам?» в России, писатель одобрил издание своего произведения под одной обложкой с повестью Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», в которой война показана глазами молодого русского лейтенанта.

Действие романа «Где ты был, Адам?» происходит в 1945 году, когда немцам уже было ясно, что война проиграна. Немецкие войска отступают, идет эвакуация раненых. Белль показывает сломленных, измученных людей, которых «проклятая война» сделала равнодушными до апатии. Война принесла им только скорбь, тоску и ненависть к тем, кто послал их воевать. Героям произведения уже понятна бессмысленность войны, они внутренне прозрели и не хотят умирать за Гитлера. Эти обманутые и несчастные жертвы противопоставлены в романе «хозяевам смерти», для которых война – это нажива и удовлетворение маниакальной жажды власти над всем миром.

Повествование течет неспешно, даже вяло – это создает ощущение безысходности. Финальный эпизод романа потрясает читателя своим трагизмом. Герой романа Файнхальс, наконец, оказавшись в родном городе, улыбаясь от счастья, идет к родительскому дому, на котором вывешен огромный белый флаг. Солдат узнает в нем праздничную скатерть, которую когда-то стелила на стол мама. В это время начинается орудийный обстрел. Пробираясь к дому, Файнхальс повторяет: «Безумие, какое безумие!» На его глазах «шестой снаряд ударил по фронтону дома – вниз полетели кирпичи, штукатурка посыпалась на тротуар, и он услышал, как вскрикнула в подвале мать. Он быстро пополз к крыльцу, услышал приближающийся свист седьмого снаряда и закричал в смертельной тоске. Он кричал несколько секунд, ощутив вдруг, что умирать вовсе не так уж просто, громко кричал, пока снаряд не настиг его и, мертвым, бросил на порог родного дома».

Генрих Белль одним из первых немецких писателей поднял проблему вины и правителей, и народа Германии за развязанную мировую войну. Писатель утверждал, что война ни для кого не может быть оправданием.

В последующем творчестве Белль говорил об отношении к фашизму, описывал послевоенную разруху в Германии и те времена, когда начали поднимать голову новые фашисты, пытающиеся возродить культ Гитлера. Одним из волнующих писателя вопросов является вопрос будущего страны.

Хотя действие романов Белля «И не сказал ни единого слова», «Дом без хозяина», «Бильярд в половине десятого», «Групповой портрет с дамой» происходит в послевоенной Германии, война незримо присутствует в них, над героями тяготеет ее проклятие. Войну не могут забыть немцы, чьи отцы, братья, мужья погибли где-то в далекой России. Не могут забыть ее и бывшие мальчишки, чья юность прошла под пулями в окопах, – такие, как замечательный писатель, мужественный и честный немец Генрих Белль.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» - удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими […]
    • Если бы я был режиссером (сочинение) Мне давно нравится читать произведения разных писателей и фантазировать, как бы я по ним поставил спектакль или снял кино. Особенно я люблю представлять фильмы по сказкам и фэнтези. Кино – это очень удобный жанр для экранизации волшебных историй. Здесь можно добиться любых спецэффектов при помощи компьютерной графики и озвучки. Даже актёров можно не приглашать. Но, если бы режиссёром был я, то в моих фильмах всегда играли бы не звёзды, и даже не профессиональные артисты, а мои ровесники, их родители, а может, […]
    • Образ Тараса Бульбы (сочинение) Главный герой одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воплощает в себе лучшие качества украинского народа, выкованные им в борьбе за свою свободу от польского гнета. Он щедр и широк душой, искренне и пылко ненавидит врагов и также искренне и пылко любит свой народ, своих товарищей-казаков. В характере его нет мелочности и эгоизма, всего себя он отдает родине и борьбе за ее счастье. Не любит он нежиться и не хочет для себя богатства, ведь вся его жизнь в сражениях. Все что ему нужно - это чистое поле и хороший […]
    • Сочинение-рассуждение на тему «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры. Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги […]
    • Новогодняя ночь (сочинение) Вот и наступила долгожданная новогодняя ночь. Ночь, которую ждут с самого начала года. Ведь многие после того, как отметят Новый год, начинают ждать следующий, ведь новогодняя ночь наполнена любовью к близким людям, верой в лучшее завтра, надеждами. Вот и мы семьёй собрались за праздничным столом. И в такие моменты я невольно начинаю вспоминать всё, что пережил за этот год. Это и первая самостоятельная поездка на велосипеде, о чём я мечтал уже несколько лет, но не мог выполнить. Это и первое самостоятельное […]
    • Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин» Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом – «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность «во плоти и крови», со своим мироощущением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное и бурное время, в «годину горя». Гражданин напоминает Поэту о суровости и […]
    • Тема праведничества в рассказе «Матренин двор» Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та — мышей душила”. Матрёна достаточно […]
    • Основные мотивы лирики Лермонтова (сочинение) Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь […]
    • Тема ума в комедии «Горе от ума» Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», — писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
    • Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Основные темы и мотивы лирики Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это […]
    • Сочинение на тему «Фразеологизмы» Достоянием русского языка можно считать фразеологизмы. У этих устойчивых речевых выражений нет автора. Они неделимы по смыслу и являются единым целым. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. С помощью фразеологизмов показывают свое отношение, речь становится яркой и образной. Все фразеологизмы появились для выражения определенного события или явления. Позднее по различным причинам их стали применять в переносном смысле, но сходном с первоначальным значением. Фразеологизмы бывают как […]
    • Назначение человека в том, чтобы делать добро (сочинение) Каждый человек наделен тягой к любви и доброте от рождения в равной степени. Одни люди, идя по жизни, развивают в себе эти качества, другие же, напротив, считают добродетели неприменимыми к современным условиям жизни. И это легко доказать. В то время как, с одной стороны, например, развивается благотворительность, с другой стороны, наблюдается рост преступности в мире. Каждый человек волен сам решить, по какому пути ему следовать. Но если верить, что в жизни действует «закон бумеранга», и то, что ты отдаешь миру […]
    • Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые   сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма» Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Заячьи лапы (сочинение) Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
    • Как наступает весна (сочинение) Наконец-то мы смогли перевернуть листок календаря, на котором прочно обосновался месяц февраль, и начали готовиться к приходу радостной весны, ведь уже наступил март. Хотя в самом начале месяца везде еще лежат сугробы, а в некоторых областях до сих пор сильные морозы, душа уже застыла в радостной предвкушении тепла и весеннего ласкового солнышка. Робкие лучики небесного светила уже потихоньку набирают силу, поэтому тут и там сугробы начинают подтаивать, но до настоящей оттепели еще далеко. Ранняя весна - […]
    • Сравнительная характеристика Насти и Митраши в таблице Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • Судьба человека и судьба родины в рассказе Шолохова «Судьба человека» Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов — типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]