Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Сочинение с планом по пьесе Чехова «Вишневый сад»

План сочинения

1. Введение

2. Образ вишневого сада в произведении:

а) Что символизирует вишневый сад?

б) Три поколения в пьесе

3. Проблемы пьесы

а) Внутренний и внешний конфликт

4. Мое отношение к произведению

Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы понять, его это пьеса, или нет. Тем не менее, одно остается неизменным – образ вишневого сада и его значение не только для героев произведения, но и страны в целом.

Вишневый сад – не просто участок земли с деревьями, вокруг которого разворачивается действие. Сад можно назвать отдельным персонажем, символизирующим жизнь дворян. Чехов не раз признавался в том, что очень любил имения. Ему нравилось наблюдать, как проходит жизнь в усадьбах, как выстраиваются отношения внутри семьи, как живет «дворянское гнездо». А что такое гнездо? Это дом для птиц, состоящий из веток и прутиков . И точно как птицы, под защитой своего сада, в котором росли, переплетаясь ветвями вишни, долгое время находились Раневская, ее брат Гаев и лакей Фирс.

При этом сад является неким порталом, позволяющим встретиться людям разных поколений. Их различие как раз передается через отношение к саду. Например, Раневская и Гаев очень любят его, постоянно предаются воспоминаниям о том, как раньше хорошо жилось, как сад объединял многих людей. Купец Лопахин относится к тому поколению, которое вышло из дворян, но живет настоящим и готово к переменам. Именно поэтому он трезво оценивает ситуацию и предлагает множество вариантов, как можно сохранить землю, на которой стоит сад. И, наконец, Аня и Трофимов из тех, кто живет будущим. Им не хочется, чтобы сад был продан, потому что, в первую очередь, жалко Раневскую. Но все же они больше озабочены своей жизнью и своими отношениями. Это представители нового поколения, которые будут строить будущее.

Как это ни грустно, но в конце вишневый сад рубят, а вместе с тем заканчивается и век дворян, людей, которые не умели и не хотели работать. Они не могли решиться что-то изменить, а только мечтали за чашечкой чая, их, кстати, Чехов описывал во многих пьесах.

В речь Гаева, после того, как сад покупает Лопахин, автор пьесы вкладывает слова о том, что «теперь,… когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…». Потеря сада ведет к потере семейных ценностей, все разъезжаются и начинают жить по отдельности. Таков внешний конфликт пьесы, но это драматургическое произведение, поэтому нужно копнуть глубже и раскрыть внутренний конфликт.

Всех герои произведения одиноки. Какая грустная история у Шарлотты Ивановны, как мучается Епиходов, потому что не знает, что ему делать в жизни. Именно от этого чувства у многих персонажей появляются как бы случайные реплики, что-то они говорят невпопад, но только потому, что погружены в свои мысли. Несмотря на то, что в пьесе отображаются три поколения, у всех людей одна проблема – все они недовольны жизнью. И ее даже покупкой вишневого сада не решить.

Тем не менее, Чехов писал комедию, а значит, стоит взглянуть на это произведение под этим углом, и не жалеть этих людей, а задуматься над собой, над своими пороками, попытаться что-то изменить. Я считаю, что эта пьеса создана, чтобы вдохновлять людей, возможно, поэтому она так популярна.

Характеристика образов в пьесе

Понять что-то о героях любой пьесы можно уже по списку действующих лиц в пьесе «Вишневый сад». Так Чехов не делит своих героев на главных и второстепенных, а только указывает их социальный статус. Кроме этого автор делает акцент на возрасте только трех персонажей — Вари, Ани и Фирса. Остальное о героях Чехова можно узнать из их речей и поступков.

Ведущей героиней пьесы является Любовь Андреевна Раневская. Она — помещица, которая раньше себе не отказывала ни в чем. Потом, правда, на ее долю пришлись тяжелые испытания, она потеряла мужа, затем маленького сына, а границей растратила все свои деньги, правда не без помощи любовника, после чего вернулась в родное имение. Любовь Андреевна очень хочет сохранить сад, поэтому страдает из-за сложившейся ситуации. Но принять идеи Лопахина она не может, потому что они противоречат всему тому, чем живет Раневская. Героиня имеет отменное воспитание, правда в новом мире все ее положительные качества ведут к гибели.

Этими же чертами характера обладает брат Раневской — Леонид Гаев. Но он слабее своей сестры, нуждается в ее поддержке и помощи Фирса. Он тоже хорошо образован, но его речи в новом мире подобны пустому звону.

Единственный человек, который предпочитает не так много говорить, сколько действовать – Лопахин. Ермолай Алексеевич – купец, родители которого были крепостными. Но он не глуп, разбирается во многих житейских вопросах и живет настоящим. Он единственный, кто разрабатывает планы по спасению сада, но из-за бездействия многих, его уничтожает. Хотя, как замечает Петя Трофимов, Лопахин — обладатель тонкой душевной организации, он умеет восхищаться природой и видит внутренний мир других людей.

Петя Трофимов — один из самых интересных персонажей. Он — вечный студент, который очень любит мечтать и верит в будущее. В его голове рождаются хорошие идеи, но, они не воплощаются в жизнь. Он не ленив, но не любит бытовые проблемы. Никто к нему не относится серьезно, только Аня, потому что она очень доверчивая и наивная.

В остальном же Аня очень похожа на свою мать, даже несмотря на то, что та ее отдала на воспитание брату, когда девочке было всего 12 лет. Аня хорошо воспитана, любит маму, дядю и сад, но внутренне готова к переменам.

У Ани есть сестра – Варя, приемная дочь Раневской. Если Аня живет также мечтами, то Варя – желанием служить Богу. Но пока она только больше всех трудиться из занимается хозяйством.

Кроме этих персонажей в пьесе есть еще несколько героев. У них не так много реплик, но все имеют яркие характеры и помогают лучше раскрыть характеры основных участников действия:

Симеонов- Пищик – трогательный герой, помещик. Он по уши в долгах, но готов идти в ногу со временем, поэтому сдает свои земли. И в итоге это ему приносит хорошую прибыль.

Шарлотта Ивановна – гувернантка, которая владеет многими цирковыми приемами. Внешне Шарлотта – комедийный персонаж, однако, она, как и все, очень несчастна, ведь не знает даже, откуда взялась.

Еще один персонаж, который не видит смысла в жизни – Семен Епиходов. Мало того, что он не знает, что ему делать, так еще постоянно попадает в какие-нибудь ситуации. Епиходов влюблен в прислугу Дуняшу, но эта девушка живет только в своих мечтах.

Еще два персонажа, на примере которых можно рассмотреть разницу поколений – Фирс и Яша. Они оба лакеи, но Фирс из тех, кто привязан к дому и хозяевам, и готов им служить до самой смерти, как и происходит. А Яша – молодой человек, который не ценит не только хозяев, но и даже свою маму.

Мини-сочинение

«Вишневый сад» — комедия, написанная Антоном Павловичем Чеховым, и которая повествует совсем не о веселых временах. В этом произведении отражены последние российские помещики, которые хранят традиции своих предков и не готовы меняться и пускать в свою жизнь новые правила.

Всю старую Россию Чехов представляет образом Вишневого сада – местом, где раньше собирались люди, где аристократы под тенью деревьев пили чай. Конфликт произведения строится именно вокруг сада – его необходимо продать из-за долгов. Но помещица Раневская и ее брат Гаев не хотят с ним расставаться. Вишневые деревья для них – возможность спрятаться от новой жизни.

Между тем Чехов отобразил в пьесе и другое поколение – людей, которые тоже дорожат временем дворян, но готовы меняться. Один из таких героев – Симеонов-Пищик. Также автор показал новое поколение – людей, мечтающих о прекрасном будущем. Это Аня и Петя Трофимов, который всегда будет молод душой.

Проблема героев в том, что они очень много говорят, но ничего не предпринимают. Все они одиноки, не любят свою жизнь, а некоторые не видят в ней никакого смысла. И только один человек – Лопахин, начинающий предприниматель, уничтожает предмет споров, то есть сад, и дает всем шанс начать все сначала. Другое дело, что не все это смогут.

Для меня это не комедия, а все-таки трагедия, ведь прошло столько времени, а проблемы остались те же.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Что такое «подводное течение» в пьесе «Вишневый сад» В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Тема любви в рассказе Чехова «О любви» Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • Тема пошлости в рассказах Чехова («Человек в футляре») В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • Образ футлярных людей в рассказах Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • Роль детали в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
    • Сочинение с планом по произведению Чехова «О любви» 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • Человек и среда в рассказе «Ионыч» Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Внутренний мир героя в рассказе Чехова «О любви» Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • Человек и среда в рассказах Чехова Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький   В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • Духовное перерождение человека в рассказах Чехова Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение. Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию […]
    • Сочинение по произведениям Чехова: «Крыжовник», «Шуточка» и «Анна на шее» В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • Сатира и юмор в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
    • Сочинение на тему «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова» Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • Сочинение с планом по рассказу Чехова «Ионыч» 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • Каково отношение Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч») А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • Поколение «отцов» в романе Тургенева «Отцы и дети» По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]