Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и художников революция не оставила равнодушными и зажгла их творчество новым огнем. Коснулось это и Александра Блока.
Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. Они так потрясли поэта, вдохновили его, что все произведение писалось несколько дней. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель, так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуру.
Восприятие революции Блоком весьма сложно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами поэта. Ведь они формировались в начале XX века. И, конечно, трудно узнать в авторе поэмы создателя прекрасной “Незнакомки”.
Самое начало поэмы настраивает читателя на борьбу; резким контрастом встают два мира — старый и новый, только что родившийся:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, олицетворяющее старый уклад жизни:
Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…
Товарищ! Гляди
В оба!
Как атрибуты старого уклада жизни Блок изображает отживший, никчемный мир, отвергнутый новой властью. Это и буржуй, и барыня, и поп:
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А вон и долгополый
Сторонкой — за сугроб…
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась…
— Уж мы плакали, плакали…—
Поскользнулась
И— бац —растянулась!
А следом, отряхивая с себя осколки погибшего общества, идут двенадцать человек. Кто они — строители будущего или жестокие разрушители, убийцы? Почему их именно двенадцать? Кого хотел показать в этих солдатах Блок? Правдиво и точно изображает поэт этих бойцов:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни…
В зубах — цигарка, примят картуз
На спину б надо бубновый туз!
Поэт осознает, что старый мир канул в Лету, возврата к нему нет и не будет. Сама стихия пронзительным ветром на стороне разрушителей. Блок показывает революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный мир, но и человеческие отношения. В этой круговерти гибнет одна из героинь — Катька, которая является по сути образом простого, пускай разгульного, но мирного уклада жизни, который не пошел за революцией.
А Катька где? — Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада? — Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Эти строки Блока — пример того, как легко в те годы человек человеку делался смертельным врагом. Стоило только сде лать один неверный шаг, высказать сомнение, как ты уже становился вне закона.
В поэме огромную роль играет символика. И она в тексте не только образная, но и цветовая. Черный цвет говорит нам о той жестокости, которая царила в те дни на улицах. Ведь и души этих двенадцати черны и пусты. Напротив, белый снег — символ новой жизни, очищения. И что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из темных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет показать, что новая жизнь явится из самых черных глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым ничего не жаль. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного, черного. Видимо, поэт искренне верил в это.
Последние строки поэмы наиболее загадочны и вызывали наибольшее количество споров:
Впереди — к кровавым флагом,
И за вьюгой невидим, И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Почему именно Христос? Сам Блок говорил, что чем дольше он вглядывался, тем яснее впереди этих двенадцати видел Христа. Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием революции, другие утверждают, что поэт хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе. Как бы то ни было, Христос в поэме напоминает нам о вечных ценностях — о добре, красоте, любви. И тем значительнее это произведение для нас сегодня. Можно сказать, что “Двенадцать” — один из самых правдивых, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.
Посмотрите эти сочинения
- Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности.
Название […]
- О чём мечтают герои комедии «Ревизор» (сочинение)
В своей комедии "Ревизор", Гоголь обличает пороки бюрократической системы России, создавая яркую систему персонажей с различными мечтами. Главный герой, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий, мечтает о почёте, славе, генеральском чине и престижной жизни в Петербурге, особенно после предложения Хлестакова его дочери.
Гоголь в "Ревизоре" высмеивает не только отдельных чиновников, но и ложные понятия о должностных обязанностях, присущие большинству, что символизирует всю николаевскую систему. В […]
- Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом.
По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
- Судьба родного языка зависит от каждого из нас (сочинение-рассуждение) В любой стране, в каждом уголке Земли, у различных народов есть свой единственный и неповторимый язык. Мы рождаемся, растём и развиваемся в такой среде, где нужно уметь общаться с другими. В этом нам помогает не только жестикуляция, но и основа взаимодействия с социумом – родной язык, что всех объединяет.
Русский язык видоизменяется, наполняется неологизмами, иностранными словами и фразами, становится где-то проще для восприятия, а в чём-то сложнее. Меняются структуры речи и предложений, в письмах люди […]
- Сочинение на тему «Я горжусь своей Родиной» С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной.
Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны.
Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
- Моя Анна Ахматова (сочинение) В холодный зимний вечер иногда хочется немного оторваться от действительности и помечтать о высоком, добром, вечном. Настроиться на нужный лирический лад поможет поэзия. Стихи затрагивают наитончайшие струны души и иногда становятся спасением для человека в моменты депрессии, плохого настроения. Ярким примером тому является поэзия Анны Ахматовой.
Ее стихи заставляются задуматься о многом, пересмотреть свои взгляды на жизнь, иначе увидеть окружающий мир. От поэзии Анны Андреевны хочется жить, ее произведения не […]
- Способы раскрытия характеров в повести «Маттео Фальконе» Имя Проспера Мериме по праву занимает свое место в блестящей плеяде французских реалистов второй половины XIX в. Творчество Стендаля, Бальзака и их младшего современника Мериме стало вершиной французской национальной культуры послереволюционного периода.
Писатель хотел дать представление о жестоких нравах XIV в., не нарушая исторической достоверности.
В 1829 г. П. Мериме приступил к написанию новеллы «Маттео Фальконе». Новеллы Мериме поражают своей эмоциональной выразительностью и лаконичностью. В новеллах […]
- Художественные средства выражения авторской позиции в драме Шварца «Тень» Драма – особый род художественной словесности. Его основные признаки – это диалогическая форма и наглядное изображение действия. Если эпос повествует о людях, событиях, в которых они участвуют, обстановке, в которой эти события происходят, если лирика выражает переживание человека, то драма показывает события и раскрывает характеры действующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные высказывания и поступки. Поэтому авторское присутствие в драме приобретает специфическую форму – форму ремарок. […]
- Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям Лермонтова «Осень» и Тютчева «Осенний вечер») Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
- Сочинение-рассуждение по пьесе Островского «Гроза» Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге».
Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют.
Я уверен, […]
- Стихотворение Жуковского «Песня» (анализ) Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью:
О милый гость, святое прежде,
Зачем в мою теснишься грудь?
Могу ль сказать: живи, надежде?
Скажу ль тому, что было: […]
- Трагедия героини «Бесприданницы» Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах.
Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
- Для чего нужна история? (сочинение) Для чего нужна история? Ведь все те события, о которых она рассказывает, уже давно прошли, и, скорее всего, никогда больше не повторятся. Так почему же нужно читать про то, что нас не касается? Потому что история – это очень важная для человека наука. Она содержит в себе ответы на миллионы вопросов.
История является основным хранилищем информации. Все даты, события и знания прошлых веков заботливо собраны и записаны учеными историками. Благодаря этому мы в любой момент можем узнать о том, что происходило на […]
- Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» (анализ) Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он "повернулся" к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон - не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи.
Еще одна немаловажная сцена - подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
- Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.
В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
- Тема народа в романе «Война и мир» «Война и мир» — одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», — говорил Толстой. Народ в романе — это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
- Почему Дубровский стал разбойником (сочинение) Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом.
Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
- Образы «страшного мира» Блока В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. […]
- Сила и слабость нигилизма Евгения Базарова
Действие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры — демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
- Сочинение по поэме «Руслан и Людмила» На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил.
В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]