Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Полковник на балу и после бала

К наиболее запоминающимся произведениям Л. Н. Толстого можно отнести его рассказ «После бала». Созданный в 1903 году, он пронизан идеями христианства и милосердия.

Автор постепенно выводит в центр внимания полковника Б., отца Вареньки. Впервые знакомство происходит на балу в честь окончания масленичной недели, у губернатора. Статный старик — отец красавицы-Вареньки, в которую был самозабвенно влюблен рассказчик. И в эпизоде бала читателю дается портрет этого героя: «Отец Вареньки был очень статный красивый, высокий и свежий старик».

Бесспорно, первоначально полковник производит приятное впечатление. Видно, как герой рассказа трепетно любит свою дочь, с какой отеческой нежностью относится к ней. Танец-мазурка, которую он танцевал с Варенькой, привела всех в умиление и восторг. Все любовались движениями этой красивой пары. А в завершении музыки, когда Петр Владиславич пал на колени пред дочерью, все гости восхищенно зааплодировали. На глазах почтенной публики полковник трогательно поцеловал дочку в лоб.

И если все просто внимательно смотрели на полковника Б., то сам рассказчик испытывал к отцу красавицы «восторженное восхищение». Наиболее трогательно смотрелся старомодный покрой его сапог. Поклонник усмотрел в этой детали подтверждение горячей любви полковника к Вареньке.

Но уже потихоньку начинают проскальзывать «тревожные» звоночки, которые получат неожиданное развитие во второй части рассказа. Автор неоднократно подчеркивает, что полковник был воспитан эпохой времен Николая I: «Он был воинский начальник навроде старого служаки николаевской выправки». Бакенбарды полковник тоже носил по моде того времени, чтобы подчеркнуть свою преданность к николаевскому режиму. Перед танцем с дочерью, Петр Владиславич надевает на правую руку перчатку, приговаривая, что «надо все по закону». Этот эпизод говорит о педантичности героя, а еще о том, что он привык машинально выполнять команды, ни о чем не задумываясь. Если начальство приказало, то следует выполнять, а не размышлять.

Вторая часть рассказа резко противопоставлена первой. Здесь мы видим полковника при исполнении своих обязанностей. Отец Вареньки командует наказанием татарина за побег. На лице полковника не сохранилось ни одной добродушной черты. Милый старик, который был на балу, исчез, а появился новый человек — жестокий и грозный. Один только гневный голос полковника внушал страх. Невольный зритель наказания испытывает чувство глубокого стыда за поведение Петра Владиславича. Возможно, ощущение не было бы так сильно, но Иван Васильевич несколько часов назад видел милого и приятного человека. Разве мог тот учтивый и галантный Петр Владиславович так сделать?

Это был совсем другой Петр Владиславич. Такое ощущение, что полковник просто отключил свои эмоции. Он бездумно и усердно выполняет инструкцию, чтобы было «все по закону».

Но увидев непорядок в исполнении приказа, Петр Владиславич показывает настоящие чувства. Не старательного солдата, который слабо бьет татарина, он тут же наказывает: «Я тебе помажу, — услыхал я его голос. Будешь мазать? И я видел, как он своей сильной рукой в перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

В этом рассказе Толстой обвиняет в двуличии полковника окружающее общество. Нельзя сказать, что поведение героя на балу, его отношение к дочери и манеры исполнены фальши. Все уважают и чтут полковника. Но после бала все переворачивается. Такая жестокость и несправедливость в самой николаевской России, и эти же чувства засели в сердце полковника. Автор убеждает читателя — поведение человека определяет общество. А все люди и составляют то самое общество.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Утро изменившее жизнь «После бала» (сочинение) Читая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и […]
    • На балу и после бала (таблица) На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
    • Сочинения с планом по рассказу Толстого «После бала» 1. Почему рассказ называется «После бала»? План 1.Проблемы, которые поднимает автор в рассказе. 2. Бал у губернского предводителя. а) Счастливый влюбленный. б) Танец Вареньки с отцом. 3. Прогулка на рассвете. а) Наказание беглого татарина. б) Встреча с отцом возлюбленной. в) Ужас и переживания героя. 4. Выбор молодого человека. Рассказ «После бала» относится к поздним произведениям Л.Н. Толстого. Он основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. Известно, что […]
    • Почему Иван Васильевич нигде не служил? Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно». Иван Васильевич охарактеризован как «всеми уважаемый» человек, рассказывал он «очень искренно и правдиво». После такого установившегося […]
    • Роль композиции в рассказе «После бала» В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с […]
    • Нравственные категории в рассказе Толстого «После бала» Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания […]
    • Полковник на балу и после бала (сочинение) На уроке литературы мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и решила написать Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала». В нём нам рассказывается о полковнике, который посетил бал со своей дочерью Варенькой, и о его двуличном образе. Сначала нам открывается очень красивое описание полковника, и особенно его прелестный танец «мазурка». «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик» — такое первое впечатление нам рассказывают о полковнике Б. На балу всё внимание приковано к нему, о […]
    • В чем сходство всех Ростовых в романе-эпопее «Война и мир» Автор романа – эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстой поднимает очень важные жизненные вопросы: честь, верность родине, любовь, отношения между людьми… Очень важной темой является семья. В своём произведении Толстой раскрывает этот вопрос на примерах трёх семей: Ростовы, Болконские и Куранины. Но Ростовы более приближенны к эталону автора. Семья является фундаментом, основой в жизни человека, ценностью, которой нельзя пренебрегать. Уроки, умения, навыки и знания об окружающем мире мы приобретаем от родителей. […]
    • Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» (сочинение) Одним из психологических моментов романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокое внимание писателя к чувствам и мыслям героев. Жизненный процесс и становится главной темой описания боя под Аустерлицем. Он показывает здесь личность человека так, что проступают неповторимые и единственные порывы души, которые и есть самое дорогое, и самое истинное в каждом из нас. И поразительнее всего то, что именно из этих многогранных деталей, из характерных подробностей создается реальная картина произошедшего. Жизнь и […]
    • Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» (анализ) Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он "повернулся" к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон - не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи. Еще одна немаловажная сцена - подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
    • Мысль семейная в романе Толстого «Война и мир» (сочинение) Теснейшим образом с темой народа в романе связана темасемьи и дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский,Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен). По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе "Война и мир" тема семьи по замыслу автора служит важнейшим […]
    • Семья Болконских и Курагиных в романе «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • «Мысль семейная» в романе «Война и мир» Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • Кутузов и Наполеон в романе Толстого «Война и мир» (сравнение) Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Образ Элен Курагиной в романе «Война и мир» Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • Образ княжны Марьи в романе Толстого «Война и мир» В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • Наташа Ростова – любимая героиня Толстого Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • Сочинение на тему: «Петя Ростов в партизанском отряде» Представьте себе мальчика, влюбленного во весь мир. Он рос, впитывая из окружающего воздуха, особую семейную атмосферу, где дружба – не пустое слово, где уважают друг друга не только взрослые, но и дети. В этой семье не жалеют куска хлеба для обедневшей родственницы, и не считают чем-то особенным помочь сыну давней подруги. Разве мог в такой атмосфере вырасти черствый и бездушный человек? Петя Ростов, один из героев второго плана в романе «Война и Мир», рос чудесным мальчиком. Он был младшим в семье и отчаянно […]
    • Сравнительная характеристика семей Ростовых и Болконских в таблице Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
    • Семейный уклад Ростовых и Болконских В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]