Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с «Божественной комедией» Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно — поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с первой главы автор знакомит нас с не очень высоким и не очень низким, с не совсем толстым и вовсе не тонким господином, внешность которого не столь красива, но и не уродлива. Он въезжает в ворота губернского города N, и до конца произведения читатель не узнает, откуда этот господин взялся и зачем ему нужны мертвые души.
Гоголь рассматривает путешествие Чичикова по помещичьим усадьбам как путешествие по российскому аду. Манилов — это первый помещик, которого посетил наш герой. Все помещики у Гоголя как будто отражаются в окружающих вещах, усадьбах. Это человек, лишенный отрицательных качеств, но в нем также нет ничего положительного. Гоголь рассказывает читателю, что в первую минуту общения с Маниловым складывается впечатление, что он очень любезный человек, во вторую минуту — стоит присмотреться к нему получше, а на третьей минуте разговора совсем не понимаешь, что этот помещик из себя представляет. На самом деле, Манилов в своей жизни не совершил ничего предрассудительного просто потому, что он вообще ничего не совершал. Его характер очень сентиментален, он живет только мечтами и проектами. Со своей женой Манилов сохранил самые нежные отношения. Он живет утопической мечтой и даже Чичиковупредлагает построить такой дом, с балкона которого можно рассмотреть Москву и Петербург, пить чай в дружеской обстановке и беседовать о высоких материях. Все в доме Манилова выкрашено в голубую и серую краску, что соответствует его характеру.
Далее путь Чичикова направлен к помещице Коробочке, Анастасии Петровне, которая полностью растворилась в быту жизни. Ее мышление настолько конкретно, что она даже не может представить себе продажу мертвых душ. Если жизнь Манилова вне времени, то уКробочки время замедлено. На это указывает такая деталь как змеиное шипение часов. Анастасия Петровна — хорошая хозяйка, ее двор полон живности, а крестьяне живут достаточно зажиточно. Она не может сразу разобраться, выгодно ей или не выгодно продавать мертвые души. Она боится продешевить. Она размышляет над тем, что может быть ей кто-то больше за них даст.
По широте своей души Ноздрев оказался самым русским помещиком. У него нет ни прошлого, ни будущего. Он живет только настоящими мгновениями. Он всегда готов заняться чем угодно, однако ни одно начатое им дело никогда не было доведено до конца. Это объясняется тем, что все его начинания изначально были лишены какой-либо определенной цели. Крепостные крестьяне своим изнурительным трудом создают материальные блага, освобождая помещика от забот. В его жизни все превращается в праздник. Пьяный разгул, карточная игра и псовая охота — вот любимые и естественные занятия Ноздрева. Он обманывает всех, кто встречается на его пути. У него нет никаких моральных принципов, а его появление всегда предвещает скандал. Автор иронически называет героя «историческим человеком».
Собакевич — это патриот русского желудка. В душе этого помещика все тяжело и основательно. В общении с людьми он полностью противоположен Манилову. Если Манилов отзывается обо всех чиновниках города N как о прекрасных людях, то Собакевичутверждает, что они все мошенники, а прокурора называет порядочной свиньей. Хоть он и говорит обо всех негативно, в нем есть одно положительное качества — он любит вкусно поесть. Мышление и рационализм переполняют его. Если Манилов готов отдать Чичикову души бесплатно, то Собакевич предлагает по 100 рублей за штуку. В отличие от Манилова и Плюшкина Собакевич — крепкий хозяин. Все, начиная с мебели и заканчивая домом, похоже на самого хозяина: крепкое, устойчивое на века. Он неуклюж и груб, но всегда знает цену копейке. Он не разоряет своих крестьян, ему это не выгодно. Хотя он и является мошенником в душе, но в обществе о нем отзываются как о добропорядочном человеке. О городском начальстве говорит скверно. Девизом его жизни является то, что все в мире покупается и продается, именно поэтому он сразу смекнул, что нужно Чичикову.
Последний помещик, которого посетил Чичиков, особенно удивил героя. Он будто бы оказался в самом низу жизни. Путешественник до последнего не мог понять, кто его встречает, мужик или баба, ключница или дворник. Однако, несмотря на скверную жизнь Плюшкина у него было счастливое прошлое, но, к сожалению, уже никогда не будет хорошего будущего. Об этом свидетельствуют остановившиеся часы в его комнате, которые уже давно заросли паутиной. «Заплатанный» — так называют его крестьяне. Духовные уничтожения довели Плюшкина до состояния нищего. Его деревня запущена, смертность крестьян очень высокая, многие сбежали и так далее. Все его богатство покрылось плесенью и трухой. Дом рисуется темными красками, в нем нет жизни, она остановилась. Только запущенный дикий сад напоминает окружающим о существовании Плюшкина. Это единственный помещик, который имеет хоть какую-то историю. Он замыкает всех виновных, он виновнее всех, так как ему были предоставлены все прелести жизни, а он все утратил.
Используя различные образы помещиков, Гоголь сумел отчетливо создать атмосферу пошлости и ничтожества, гиперболизируя человеческие пороки. Он показывает, что пошлость может принимать разные формы. Однако сверхзадачей писателя была мысль о возможности духовного перерождения самых пустых, огрубевших и одичавших душ. Он хотел оградить людей от всего ничтожного для того, чтобы те устремили свои души к истинному.
Посмотрите эти сочинения
- Чичиков как новый герой эпохи (сочинение) На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин — символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич — неотёсанный человек, маниловщина — погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями.
Главным героем поэмы является Чичиков. […]
- Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах.
Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
- Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.
Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
- Быт и нравы губернского города NN Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
- Визит Чичикова к помещице Коробочке В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
- Помещики в поэме «Мертвые души»
Помещик
Портрет
Характеристика
Усадьба
Отношение к ведению хозяйства
Образ жизни
Итог
Манилов
Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение
Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
- Знакомство Чичикова с городом NN «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
- Чиновники города NN в поэме Гоголя «Мертвые души» Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам».
Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
- Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души» В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
- Роль личных отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души» Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным.
Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […]
- Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […]
- Столкновение экипажей (анализ эпизода поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях.
Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
- Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя.
Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – […]
- Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах» Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким... из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
- Образ города в поэме «Мертвые души» (сочинение) Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.
Но среднее звено — жизнь города — само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
- Образ Чичикова в поэме «Мертвые души» Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
- Характеристика помещиков в «Мертвых душах» (таблица)
Помещик
Внешность
Усадьба
Характеристика
Отношение к просьбе Чичикова
Манилов
Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!"
Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
- Чичиков предприниматель или приобретатель Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
- Чичиков у Плюшкина (сочинение) Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или […]
- Беседа Чичикова с Маниловым Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то […]