Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

О чём заставляет задуматься сказка «Тёплый хлеб»

Прекрасна и добра небольшая «сказка» Константина Паустовского под уютным домашним названием «Теплый хлеб». Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, — это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом — ниже.

Пойдем от меньшего — к большему. Главную идею оставим напоследок.

Один из моментов, которые автор «сказки» старательно подчеркивает — это польза и эффективность совместного труда. Один бы Филька малахольный ни за что со льдом не справился. А «умолив» ребят, упросив стариков, взяв всей деревней ломы и лопаты в руки, разновозрастный люд с лютейшим заморозком справиться смог.

Отсюда мы, как читатели внимательные и мыслящие, делаем вывод о необходимости «сплочения», гармоничных взаимоотношениях, взаимовыручки и помощи. И вообще (это мы уже обобщаем) — о пользе (здесь трудно подобрать достойное слово, выражавшее бы всю гамму значений) дружбы и уважения между людьми. Которым приходится жить вместе в доме, на улице, в деревне. И во всем мире. О толерантности и терпении во всех без исключения вопросах.

«Теплый хлеб» — это ещё и сказка о доброте. По отношению к окружающим существам. Людям и животным. Автор равняет всех в правах. Недаром он неким образом «сравнивает» раненого коня с солдатом, сто лет назад хлеба у жителя деревни попросившим. Ситуации описанные на 100% совпадают. Зло, причиненное человеку, как и зло по отношению к зверью, наказуемо самой природой. (Мне только кажется, что зря К. Паустовский тут такую прямую параллель провел между обидой и наказанием. Попахивает местью, а месть недостойна благородного существа, по моему мнению.) И исправить нанесенное оскорбление может лишь тот, кто его осуществил.

Это, кстати, тоже один из поводов к размышлению. Смирение собственной гордости, разумное осознание своей неправоты и «покаяние», но не только на словах. Действием нужно заглаживать свою вину, свою несдержанность и злобу.

Действие полезное должно сочетаться с извинениями перед обиженным тобой существом. Будь то человек, конь, кот или даже таракан. Паустовский, кстати, один из самых «природных» отечественных авторов, безмерно любящий все живое, от медведей до птах, травы и муравьев.

Не стоит стесняться, в покаянии проявляется величие души (это громкое слово, торжественное, но по смыслу подходит очень), объективность самооценки и самодостаточность личности. Если ты извинишься, этим ты не унизишь себя, а наоборот, вернешь себе утраченное на время достоинство и душевную гармонию. Искренно и от всей души нужно попросить прощения. И не гарантировано, что ты будешь прощен сразу же, мгновенно. Даже конь из сказки не поверил сначала Фильке, не стал брать хлеба из его рук. Лишь старый мудрый мельник смог его убедить, что мальчишка искренен и «не злой человек».

В качестве заключения скажу: может и маленькая сказочка стать самоцветом в сундуке нашего собственного, прочитанного и осмысленного литературного наследия.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Теплый хлеб (сочинение) Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб». Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», - мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей […]
    • Телеграмма (сочинение) Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает  годами. Жизнь не стоит […]
    • Корзина с еловыми шишками (сочинение) В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно. Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а […]
    • Заячьи лапы (сочинение) Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
    • О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма» Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Тема преемственности поколений в повести Распутина «Прощание с Матерой» Стать классиком литературы еще при жизни доводилось далеко не всем из известных нам сегодня писателей. Валентин Григорьевич Распутин приобрел известность довольно быстро. Тяжелая судьба закалила характер Распутина. Он родился в 1937 году, в годы страшных репрессий. В конце 40-х в сибирской тюрьме погибает отец будущего писателя. Детство Валентина Григорьевича прошло в нужде и лишениях. Единственным, что спасало от тяжких раздумий и помогало выжить, стали книги. Любовь к литературе стала отправной точкой в выборе […]
    • Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак считал Великую Октябрьскую Революции переломным моментом ХХ столетия. Он воспринимал ее не как борьбу красных и белых, а как беспощадную мясорубку, где кучка людей у власти посылает на смерть сотни людей. Сам автор писал, что в своем произведении хотел отразить образ исторической России, описать и все хорошее и все плохое. Вместе с тем Пастернак через Живаго писал о своих взглядах на религию, искусство и судьбу человека в истории страны. Роман «Доктор Живаго» написан от лица того, кто не […]
    • Сравнительная характеристика «Лужин и Свидригайлов» (таблица) Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Тема любви в рассказе Чехова «О любви» Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Гоголя «Ревизор» Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
    • Сочинение по поэме «Полтава» А.С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского. В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль каждого героя. Поэма пронизана двумя соединенными жанрово-стилевыми линиями, это любовно-романтические отношения между Мазепой и Марией, а также […]
    • Художественные средства выражения авторской позиции в драме Шварца «Тень» Драма – особый род художественной словесности. Его основные признаки – это диалогическая форма и наглядное изображение действия. Если эпос повествует о людях, событиях, в которых они участвуют, обстановке, в которой эти события происходят, если лирика выражает переживание человека, то драма показывает события и раскрывает характеры действующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные высказывания и поступки. Поэтому авторское присутствие в драме приобретает специфическую форму – форму ремарок. […]
    • Чем страшна теория Раскольникова (сочинение) Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
    • Образ повествователя в рассказе «Левша» Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития. Одной из вершин художественного творчества писателя явился его знаменитый рассказ «Левша». Повествование ведется […]
    • Великая Отечественная война в литературе 20 века (сочинение) Великая Отечественная война безусловно является центральным историческим событием 20 века. Поэтому неудивительно, что про неё написано множество великих литературных произведений, как в прозе, так и в стихах. Разумеется, основную лепту здесь внесли советские писатели, которые не понаслышке были знакомы с ужасами той страшной войны. Многие литераторы той поры сами принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны и в своих произведениях доносят «окопную» правду того эпохального времени, […]
    • История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Основная идея «Песни о вещем Олеге» Пушкина Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. В «Песни о вещем Олеге» между героем и судьбой существует некоторое пространство, которое оставляет возможность выбора, возможность отодвинуть или приблизить роковые события. Князь Олег – победитель, […]
    • Тема родины в стихотворениях Есенина Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • Как раньше люди жили без математики (сочинение) Есть множество вещей, без которых человек мог бы прожить. Вот, например, смогли бы вы прожить без чайника? Не совсем удобно, конечно, но воду можно закипятить и в кастрюле. Можно даже прожить без мобильного телефона. Сегодня и дня не проходит, чтобы мы не позвонили своим друзьям и родственникам, однако двадцать лет назад люди и понятия не имели о том, что такое этот самый мобильный телефон. Самое интересное, что люди не страдали из-за его отсутствия, потому что даже не догадывались о том, что такой агрегат может […]