Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

О чем заставляет задуматься повесть Лиханова «Последние холода»

Столько на свете существует книг — не перечесть и за тысячу лет жизни! Авторов, наверное, миллионы. а «талмудов» — во много раз больше. Большая часть их, наверное, и не стоит лично моего внимания. Кое-что из прочитанного забывается на следующий же день. Некоторые книги остаются в душе, редкие хочется перечитать ещё раз. Единицы — переворачивают душу, вызывают слезы, шокируют и не забываются никогда.

Вряд ли я ещё вернусь и перечитаю повесть Альберта Лиханова под символическим названием «Последние холода». Но забыть её малолетних несчастных героев я уже не смогу.

Тема, предложенная для сочинения, довольно суха и малоэмоциональна, хотя и относится к разряду почти «свободных». «О чем заставляет задуматься»? Разве все упомнишь, обо всем словами на бумаге напишешь?

Во-первых, о детстве. О том, какое это сложное время для Личности. Ты не хозяин сам себе, своему телу, собственным вещам, даже речам и мыслям, которые пытаются контролировать «бдительные» и «заботливые» родители. Ничего маленький человек не может решать. Нет сил и опыта для того, чтобы противостоять авторитетам, нравоучениям, физическому и — главное — психическому насилию. Мамы-папы-бабушки лучше знают, с кем можно дружить, а с кем не стоит водиться, сколько съедать котлет и выпивать компота, какие книжицы читать и когда возвращаться домой… Ах, какое счастье, что это детское рабство для нас уже кончилось!

Вывод, который можно сделать из вышесказанного (он почти дословно повторяет высказывания автора): родителям, учителям, соседям и вообще всем взрослым, которые общаются с детьми, нужно быть чрезвычайно внимательными, следить за собой, своими действиями и словами. Не навредить! Не покалечить душу! Не извратить моральных норм!

Во-вторых, страшно и красноречиво, хотя и немногословно, описана тема лишений и голода, от которого люди «съезжают» с рельс нравственности, воспитанности, самоуважения. Как это — тарелки облизывать? Как это — у малышей краюху черного хлеба отнимать? Не знает тот, кто просто голоден, кого дома ждет ужин, бабушкой заботливой приготовленный. Тот же, кто голодает неделями, перебиваясь «шакальством», уже не воспринимает это, как унижение, лишь — как средство, чтобы протянуть ещё денек, чтобы не умереть.

Мальчик — ученик начальных классов, он же автор, от лица которого ведется повествование, начинает осознавать «океанские глубины» жизни. Он, сидя на маленьком, теплом и чистом островке, мамой-бабой оберегаемый, одетый-причесанный-накормленный (ценой немалых лишений для двух измотавшихся женщин), никогда не сталкивался с бедой. Оказывается, существуют градации: того же голода, например. Или отчаяния, от которого можно вцепиться в глотку главарю хулиганской злобной шайки. А после — упасть от истощения в обморок.

Все это в новинку для благополучного мальчика. И не успела его захватить, засосать та страшная жизнь, на которую обречены осиротевшие Вадька и Марья.

Все кончается победой, счастьем и ликованием. Почти для всех.

Об это тоже задумываешься над повестью: какое же это счастье — мир!

  • Посмотрите эти сочинения

    • Сочинение по картине С.Ю. Жуковского «Осень. Веранда» Станислав Юлианович Жуковский - известный русский художник. Его картины известны во многих странах мира. Несмотря на то, что Станислав Юлианович имел польско-белорусское происхождение, своей Родиной он всегда считал Россию. Именно поэтому большинство его картин отображают русские пейзажи. Одна из самых известных его работ - "Осень. Веранда". Этот пейзаж отображает одно из самых замечательных времен года - осень. В этот период вся природа готовится к скорой зимней спячке, но прежде выплескивает всю свою […]
    • «Вечные» темы в лирике Фета После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Изображение гражданской войны в романе «Тихий дон» Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • Своеобразие жанра композиции романа «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • Правда войны в «Севастопольских рассказах» Толстого Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен […]
    • Масленица (сочинение) Веселое расставание с зимой, озаренное радостным ожиданием близкого тепла, весеннего перерождения природы русский люд отмечал празднованием масленицы. Можно с уверенностью назвать масленицу самым веселым, народным и сытным праздником, длящимся аж неделю. Масленица — древнейший русский народный праздник, перешедший в настоящее время из дохристианских времен, сохранившись и после крещения Руси. Масленица была принята церковью как собственный религиозный праздник, получив название Сырной недели. Однако сути […]
    • Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Лескова «Старый гений») Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной […]
    • Анализ романа Чернышевского «Что делать?» Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • Что такое художественный образ? (сочинение-миниатюра) Когда мы читаем интересную повесть или рассказ, задумываемся, а жил ли на самом деле понравившийся герой на самом деле. А может быть, его придумал писатель? В художественном произведении чаще всего так и бывает. Обычно автор долго наблюдает жизнь и людей, прежде чем родится история, о которой он будет писать. Он наделяет своего героя такими качествами, которые видел у реально живущих людей. Он обобщает поступки, манеру одеваться и говорить в поведение, внешность и речь своих вымышленных героев. Автор […]
    • Золотое правило этики (сочинение) Это правило существует, наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе. Это правило в разные времена и эпохи упоминалось в различных религиозных учениях - и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и в других религиях. Христианский закон любви к ближнему основывается именно на этом правиле. Обычно золотое правило этики воспринимают исключительно, как пожелание […]
    • Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Образ профессора Преображенского в повести «Собачье сердце» Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Своеобразие конфликта в пьесе «Гроза» Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    • Пейзажная лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
    • Смерть Базарова — итог его жизненного пути Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Русский национальный характер в произведениях Лескова («Левша») В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский […]
    • Сонечка Мармеладова как олицетворение справедливости Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман "Преступление и наказание". В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся к высшим существам, могут ради благой цели убивать других, "тварей дрожащих". Самого Себя […]
    • Базаров и Одинцова в романе «Отцы и дети» Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Тварь я дрожащая или право имею? (Сочинение) Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона — маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
    • «Народные заступники»: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, – время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей революционно‑демократических течений. Лучшая часть интеллигенции поддерживала интересы «народников». Поэта всегда волновала судьба народа. Народный заступник – тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Образ такого человека – не […]