В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос… обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище… на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой резкой, цельной, вызывающей споры и отторжение у многих и сейчас так же, как это было и в первые дни и месяцы после выхода романа в свет.
«Фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, безусловно, удалась Тургеневу. Воплотив в разночинце Базарове образ «новых людей», его воплощением нигилизма, писатель приводит его к краху. Родившееся в герое чувство к Анне евне Одинцовой — насмешка над его идеями, а неумелое вскрытие трупа умершего от тифа крестьянина, приведшее и самого героя к смерти,— насмешка над научными изысканиями Базарова.Как же можно объяснить такое противоречие: Базаров — «любимое детище», но почему Тургенев так жесток к нему? Как писатель-реалист, Тургенев просто следует за действительностью. «Я чувствовал тогда, народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из выйдет, — я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю. Я в последнее». Итак, что же мы видим? Базаров столь отличен от других, его высказывания столь резки и ны, что он вызывает массу подражателей: весьма карикатурных, как Ситников, Кукшина, или заблуждающихся на свой счет, как Аркадий Кирсанов. Вызывает он и недоумение, и гнев, и раздражение, и интерес — как всегда вызывает эти чувства что-то новое и сильное. Но в романе, как и в современной Тургеневу жизни, Базаров одинок. Противостояние с Павлом Петровичем, дошедшее до не столь серьезно для самого Базарова, ему, пожалуй, даже скучно. Мимолетная игра с Фенеч тоже от скуки. Отрицая все и вся, Базаров выдает свою неприспособленность к жизни. Желание двинуться вперед, изменить ее, эту спокойную, размеренную, бесполезную жизнь «ОТЦОВ» только желанием. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу, но в романе Базаров один, и в этом его драма. Те же, чью жизнь он так хочет улучшить (мужики, например), считают его «чем-то вроде шута горохового», а «отцы» предпочитают покой.
Смерть Базарова явилась трагедией только для тех, кому он был по-настоящему дорог, дорог независимо от своих суждений, — для его родителей. Они были искренне привязаны к нему, любили той любовью, которая не зависит от внешних причин и внутренних разногласий. В этой семье не было — споров между «отцами» и «детьми»: и отец, и мать признали превосходство сына над собой, это толь- ко укрепляло их гордость за него, их родительскую любовь. Для остальных героев романа смерть Базарова не прошла незамеченной, но вряд ли. серьезно повлияла на их жизни. Они нашли то, что искали: кто-то — супружеское счастье, кто-то — забвение вдали от родины, кто-то — покой. Явилась ли смерть Базарова трагедией для науки, для передового общества? Вряд ли мы можем это утверждать. Да и для самого Базарова был ли такой конец трагедией? С одной стороны, он был молод, перед ним была целая жизнь. Но, с другой стороны, писатель не видел, какое место мог бы занять Базаров в этой жизни, и потому привел его к такому концу. Внешняя причина смерти героя, как уже упоминалось, вскрытие трупа, вероятно, «для пользы науки». Никаким другим способом Тургенев убить Базарова не мог, иначе образ был бы разрушен.
Каковы же внутренние причины гибели «нового человека»? Любовная неудача? Для отрицающего «пустяки» — чувства — вряд ли это веская причина. Но надлом произошел. Стать Жертвой того, что ты отрицаешь, — суровая игра судьбы… Базаров не бесчувствен, но женщина, которую он счел равной себе, умная, серьезная, сильная, не захотела разделить с ним его жизнь. То презрение, с которым Базаров отнесся и к своему чувству, и в конечном итоге к самому себе, подорвало его веру в себя. Он ронял, что не так уж отличен от других…
Могло ли фактическое идейное одиночество стать причиной гибели Базарова? Но он уверен, что таких, как он, много. Вывод может быть один: Базаров— провозвестник будущего, а в настоящем он уже сделал все, что мог. Д. И. Писарев утверждал, что Тургенев не хотел «унизить молодое поколение и доказать, что дети хуже родителей», и был «уверен в том, что непосредственное чувство читателей, не скованных обязательными отношениями к теории, оправдает Тургенева и увидит в его произведении не диссертацию на заданную тему, а верную, глубоко прочувствованную и без малейшей утайки нарисованную картину современной жизни».
Несомненно, фигура Базарова — героическая. Его основная идея, так упорно проводимая им в жизнь, — отрицание «как самое полезное в теперешнее время» занятие, к сожалению, особых плодов не принесла. П. А. Кропоткин писал: «…Базаров не удовлетворял нас. Мы в то время нашли его слишком грубым, например, в отношениях к старикам-родителям, а в особенности, мы думали, что он слишком пренебрегал своими обязанностями, как гражданин. Молодежь не могла быть удовлетворена исключительно отрицательным ко всему отношением тургеневского героя». Тургенев писал, что «хотел сделать из него (Базарова) лицо трагическое — тут было не до нежностей», а по законам истории, литературы и жизни трагический герой обязан умереть.
Посмотрите эти сочинения
- Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
- Сила и слабость нигилизма Евгения Базарова
Действие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры — демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
- Базаров и «накипь нигилизма» Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. […]
- Две дуэли в романе «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось. Бомба была […]
- Русские дворяне Кирсановы Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года.
То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества — надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
- Поколение «отцов» в романе Тургенева «Отцы и дети» По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
Павел Петрович Кирсанов […]
- Роль Базарова в развитии основного конфликта романа Тургенева «Отцы и дети» В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем.
Свой роман «Отцы и дети» писатель точно датирует 1859 годом, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Эпилог романа повествует уже о жизни после […]
- Образ Наташи Ростовой (сочинение) Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя.
Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
- Базаров и Павел Петрович (сочинение) Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
- Трагедия Базарова (сочинение) Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
- Женские образы в романе «Отцы и дети» (сочинение) Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить.
Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
- Смерть Базарова — итог его жизненного пути Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
- Сочинение на тему «Конфликт отцов и детей — неизбежен»
Конфликт между отцами и детьми – это вечная тема, остающаяся актуальной на протяжении всей истории человечества. Этот конфликт возникает из-за различий в восприятии мира, ценностях и убеждениях разных поколений. Родители, воспитанные в одних условиях, стремятся передать свой опыт и знания своим детям, но мир не стоит на месте, и каждое новое поколение растет в совершенно другой среде, с новыми идеалами и представлениями о жизни.
Одной из основных причин конфликта является желание родителей видеть своих […]
- Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
- Конфликт теории и жизни в романе Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя.
Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
- Базаров и родители (сочинение) Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены:
“— Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.
— Ты их любишь, Евгений?
— Люблю, Аркадий!”
Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
- Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых (таблица)
Кирсанов Н. П.
Кирсанов П. П.
Внешний вид
Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное.
Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного.
Семейное положение
Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя.
Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
- Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова в таблице
Базаров Е. В.
Кирсанов П. П.
Внешний вид
Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности.
Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого.
Происхождение
Отец – военный лекарь, небогатая простая семья.
Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру.
Образование
Очень образованный человек. […]
- Образ Базарова (сочинение) Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
- Базаров и Одинцова в романе «Отцы и дети» Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]