Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Значение цвета в «Преступлении и наказании»

В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.

Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.

В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.

Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.
Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.

Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой. Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.

Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами».

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.

Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

Использует Достоевский и символику других цветов. Чёрный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице», входит в пустоту тёмной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель.
Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы. Белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.

У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.

Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.

Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Образ «вечной Сонечки» в романе Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Красота человеческого поступка «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Признание Раскольникова в преступлении (сочинение) Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Причины преступления Раскольникова В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского «Преступление и наказание» Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • Нравственный идеал в произведении Достоевского «Преступление и наказание» «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Теория Раскольникова и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание» Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Противоречия теории Раскольникова (сочинение) Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Духовные искания Раскольникова. Истоки бунта. В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" — хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его "Медном всаднике", в "Пиковой Даме" мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы. Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных […]
    • «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Тварь я дрожащая или право имею? (Сочинение) Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона — маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
    • Эпилог и его роль в романе «Преступление и наказание» Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]