Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Тема России в поэзии Блока (сочинение)

Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины. Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны человеческой души.     Тема родины, России всегда звучит в произведениях истинно русских писателей, но творчество Блока настолько неразрывно связано с этим образом, что, о чем бы ни думал поэт, о чем бы ни писал — о весне, природе, о любви, дружбе, об исторических событиях, страданиях народа или его героических победах, — его мысли всегда были о родной стране. «Это все — о России», — открыто заявлял о своем творчестве поэт. «Этой теме, — писал он, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь жизнь и смерть, счастье или погибель».

В России Блока можно часто встретить черты родины, воспетые Тютчевым, Некрасовым, Пушкиным, Толстым и другими прозаиками и поэтами, но все же Россия Блока — такая многогранная, неповторимая, изменчивая — во многом отличается от России других художников слова. Это образ, сочетающий в себе и романтические, и реалистические черты, и радостные, светлые, грустные, порой трагические чувства. Это необъятная страна и в то же время — женщина, земля и возлюбленная невеста, мать и жена. Этот образ живет, меняется, взрослеет вместе с поэтом. В самых ранних стихотворениях Блока мы видим сказочную Россию, с «золотыми да красными» заставками, с народными песнями и плясками, с легендами, преданьями старины, поверьями, шутками и прибаутками, с теремом Царевны. Она «опоясана реками и дебрями окружена, с болотами и журавлями, и с мутным взором колдуна». Вместе с молодым поэтом мы восхищаемся ее необъятными просторами, «песнями ветровыми», тройками удалыми, далями туманными, дорогами дальними, где виден «неба осветленный край средь дымных пятен». Сказочные, чарующие мотивы встречаются и в более поздних стихотворениях поэта:

  • Где ведуны с ворожеями
  • Чаруют злаки на полях,
  • И ведьмы тешатся с чертями
  • В дорожных снеговых столбах.

Но здесь уже в тему бесконечного мирного российского простора с проблесками рябиновых кистей и голубыми лентами рек вплетаются «зарева горящих сел», дальние огни. Все чаще возникают символы «ветра», «метели», «бури»:

  • Дикий ветер
  • Стекла гнет,
  • Ставни с петель
  • Буйно рвет.

В этих образах-символах все сильнее чувствуется нарастание неукротимой народной силы, народной стихии. Теперь блоковская Россия — это страна назревающей революции. И поэт твердо уверен, что его родине предстоит сыграть важную роль в истории всего человечества. Этот этап в жизни родной страны не мог остаться незамеченным, не отразиться в произведениях Блока, в душе которого « было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда».

  • О, Русь моя! Жена моя!
  • До боли Нам ясен долгий путь!..

Да, перед страной лежит долгий путь, но в сердце поэта ни на минуту не возникает сомнений, что этот путь они пройдут вместе, — они неразрывно связаны, едины в горе и в радости. И только в таком единстве для человека станет «невозможное возможно».

  • Русь моя, жизнь моя, Вместе ль нам маяться?

спрашивает поэт, хотя точно знает ответ: Россия-мать никогда не оставит своего сына, так же, как и он ее. И все же Россия для Блока всегда была связана не столько с образом матери, сколько с образом жены, суженой, возлюбленной, молодой и прекрасной, которая любит и ждет, которая все поймет и простит: Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне». — И опять за травой колокольчик звенит…

  • Она сражается вместе с ним в бою, смело проходя «сквозь кровь и пыль»..Она сойдет «в одежде, свет струящей», блеснет «серебром волны на стальном мече», освежит на плече воина «пыльную кольчугу». И поэт бесконечно любит «мать, сестру и жену в едином лице Родины-России».

Блок видит родину всегда такой, какая она есть. Он не умаляет ее заслуг и достоинств, он осознает величие исторического прошлого России, которое начиная с самых древних времен было героическим, — защищалась ли она от половцев, сражалась ли с ордой хана Мамая, заслоняя Европу от нашествия татар. Но видит он и беды, страдания, нищету, выпавшие на долю любимой России. И все же, как бы ни менялась в своем историческом развитии милая сердцу поэта родина, каким бы ни было его отношение к переменам в этой стране, вызывающим то восторг и восхищение, то жалость и боль, — неизменной оставалась его любовь к великой России. Эта любовь всегда оставалась созвучной любви к женщине:

  • О, нищая моя страна.
  • Что ты для сердца значишь?
  • О, бедная моя жена,
  • О чем ты горько плачешь?

Он всегда испытывал к России самые трогательные чувства: любовь, нежность и сострадание. Именно эти чувства вдохновляли поэта на создание лучших произведений. Эта любовь к родине рождает веру — веру в светлое будущее России, в « новый век», несущий новые победы, новые великие и решающие события. Именно этой светлой верой были продиктованы уверенные, оптимистические слова: «Все будет хорошо, Россия будет великой!» Да, образ России у Блока сложен и многогранен. Он совмещает в себе все: и радость, и горе, и отчаяние, и надежду. Родина — единственная духовная опора, высшее начало в жизни человека и в жизни всего народа. Все в ней вызывает вдохновенный восторг и преклонение поэта. О чем бы ни писал А. Блок, все было проникнуто мыслями о родине, а значит, искренней, большой человеческой любовью. И потому для нас его стихотворения — это величайшая поэзия, от которой перехватывает дыхание и замирает сердце.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Образы «страшного мира» Блока В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. […]
    • Образ прекрасной дамы в творчестве Блока Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в […]
    • Сочинение на лирический герой в поэзии Блока Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию «вочеловечения». Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической «автобиографии души» уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, […]
    • Тема «страшного мира» в поэзии Блока (сочинение) А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы». Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми­ровой Души — идеала, присутствующего почти в каж­дом […]
    • Основные темы творчества А. А. Блока Рожденный в семье дворян-интеллигентов Александр Блок провел свои детские годы в атмосфере литературных интересов, что и привело его к поэтическому творчеству. Пятилетний Саша уже рифмовал. Серьезно же к поэзии обратился в гимназические годы. Многообразная по темам и средствам выражения уникальная лирика Блока – это единое целое, отражение того пути, который был пройден поэтом и представителями его поколения. В трех томах находятся поистине лирические дневниковые записи, описание событий, чувств, душевных […]
    • Тема родины в лирике Блока По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время […]
    • Тема города в лирике Блока Цикл «Город» входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Блок описывал Петербург – этот город-призрак с особой атмосферой, о которой писали в своих произведениях многие русские писатели. Открывается цикл стихотворением «Петр». Речь в нем идет о русском царе-реформаторе Петре Первом, велением которого на холодных болотах был построен Петербург. Знаменитый памятник Петру возвышается над городом: И с […]
    • Стихотворение Блока «Россия» (анализ) Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!   Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь. У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с […]
    • Анализ поэмы Блока «Двенадцать» Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать», которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и […]
    • Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России. Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле «На поле Куликове». Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям […]
    • Сочинение на тему поэмы Блока «Двенадцать» Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • «На поле Куликовом» Блок (анализ) Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме «Возмездие» и в стихотворении «Скифы». Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле «На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для утверждения этой мысли Блок употребляет прием […]
    • Полковник на балу и после бала (сочинение) На уроке литературы мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и решила написать Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала». В нём нам рассказывается о полковнике, который посетил бал со своей дочерью Варенькой, и о его двуличном образе. Сначала нам открывается очень красивое описание полковника, и особенно его прелестный танец «мазурка». «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик» — такое первое впечатление нам рассказывают о полковнике Б. На балу всё внимание приковано к нему, о […]
    • Сравнительная характеристика Петра и Февронии Муромских (в таблице) Петр Феврония Социальный статус (положение) до замужества Младший брат князя Петра, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен к жене которого стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились болезненные язвы Дочь крестьянина древолаза-бортника (собирающего мед), живущая в селе Ласково в Рязанской земле, «имевшая дар прозорливости и исцелений» […]
    • Картины природы в поэме Мцыри Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • Тварь я дрожащая или право имею? (Сочинение) Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона — маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
    • Человек в тоталитарном государстве (сочинение) В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Образ главного героя – […]
    • Знакомство Чичикова с городом NN «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
    • Числа в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман "Преступление и наказание" открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в […]
    • Две дуэли в романе «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось. Бомба была […]