Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Сочинение с планом по рассказу Чехова «Ионыч»

1. Сочинение-рассуждение

План

1. Пороки общества, описанные Чеховым
а) «Обличительный» период в творчестве Чехова
б) Идея рассказа «Ионыч»
2. Пять стадий деградации главного героя рассказа
а) Причина духовного падения Старцева
3. Мое отношение к произведению

Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает.

Однако в жизни каждого творческого человека бывают разные периоды, и в те годы, когда Чехов создавал произведение «Ионыч», его, похоже, чаще посещали печальные мысли. В произведениях, которые автор создавал в девяностых годах девятнадцатого века, смех имеет несколько иной характер, чем в ранних рассказах. Чехов продолжает обличать пороки общества, но делает это довольно грубо, хотя при этом он уделяет больше внимания внутреннему миру своих героев. В рассказах часто появляются интеллигенты, которые не хотят вместе с другими людьми строить будущее, которые возводят вокруг себя стены и тем самым закрываются от жизни и внешнего мира и постепенно деградируют. Историю одного из таких людей и отразил Чехов в рассказе «Ионыч».

Главный герой рассказа Чехова — молодой врач. Зовут его Дмитрий Ионыч Старцев. В небольшом рассказе автору удается показать практически всю жизнь этого человека, а если говорить точно, то пять этапов его жизни. Видимо, поэтому произведение разделено на пять частей.

Сначала Старцев предстает перед читателями молодым интеллигентом, который ценит искусство и имеет хороший вкус. При всем этом врач энергичен и смотрит на жизнь оптимистично. Затем Чехов описывает Старцева как человека, склонного к полноте, немного ленивого, но еще способного ценить прекрасное. Кроме этого, Дмитрий Ионыч влюблен, и это придает ему силы. После того, как Старцева отвергли, он стал равнодушен и спокоен. В четвертой главе герой уже ездит на тройке, имеет много лишних килограммов и у него случается отдышка. Вместе с тем он замкнулся в себе, развлекается только игрой в карты и не способен больше испытывать светлые чувства. В последней части рассказа Старцева сложно узнать. Это жестокий толстый человек, который не умеет сострадать. Вместе с прекрасными чувствами ушли его имя и фамилия, люди называют его теперь просто Ионычем.

Ионыч – пример того, как быстро может разрушиться личность, как быстро происходит духовное падение. Кто виноват в том, что человек так меняется? Конечно, первый толчок дала Екатерина Ивановна, потому что она так спокойно отвергла доктора. Но Старцев мог бы еще спастись, если бы жил в окружении других людей. В конце произведения он четко понимает, что люди, которых считают самыми талантливыми в городе, бездарны. И осознание этого могло бы стать толчком к тому, чтобы Старцев изменился, но вместо этого он сливается с толпой жителей этого города. Поэтому можно судить о том, что Ионыч сам виноват в том, что потерял свою личность.

Место, в котором живет человек, конечно, оставляет свой отпечаток. Жители столицы с первого взгляда отличают приезжих и говорят «Что с него взять, он же из провинции». Но часто можно заметить, что великими часто становятся именно те люди, которые выросли в деревнях и в детстве общались только с рабочими людьми и животными.

Я думаю, что этот рассказ особенно актуален сегодня, потому что может заставить каждого человека задуматься о том, не похож ли он на Ионыча, который бессмысленно прожил свою жизнь.

Характеристика героев рассказа

Охарактеризовать главного героя рассказа не так просто, это можно сделать только по частям, ведь Старцев, который представлен в начале произведения, и Ионыч из пятой части – два разных человека. Своему персонажу Чехов дал красивое имя Дмитрий Ионыч Старцев. В самом начале рассказа Старцев — положительный герой, интеллигентный человек, который любит свою работу и искусство. Ему не очень комфортно в городе С. Но постепенно Ионыча засасывает «провинциальная тина», он уподобляется всем окружающим его людям. У героя нет стрежня, он не только не борется со своим лишним весом, но и не противостоит окружающему миру. Ближе к концу произведения автор описывает Ионыча совсем неприятным человеком. Некрасива стала и его душа.

Есть несколько событий, которые влияют на жизнь главного героя, и одно из них – знакомство с Екатериной Ивановной Туркиной. Эта молодая девушка довольно глупа, она хоть и читает книги, но не видит в них самого главного. Она давно распланировала себе жизнь, потому что не хочет оставаться в этом городе и быть женой неизвестного человека. Девушка играет на пианино, но судя по словам автора, она скорее просто долбит по клавишам. Чехов дает героине второе имя. Так родители называют девушку Котиком. В этом имени скрыто то, что Екатерина Ивановна навсегда останется инфантильным ребенком. Самая большая проблема в том, что Ионыч и Котик говорят на разных языках, поэтому никогда не смогли бы понять друг друга. Отношения главных героев строятся только на двух встречах. В первом случае в любви признается Старцев, а второй раз — Екатерина Ивановна, но в то время доктор уже настолько изменился, что не способен любить никого.

Родители Котика, Иван Петрович и Вера Иосифовна Туркина считаются в городе самыми талантливыми и образованными людьми. Хотя сразу становится ясно, что талантливых людей в этой семье нет. У главы семейства — странный язык, у его жены романы, повествующие о том, чего не бывает в жизни. Талантливые люди постоянно работают над собой, но Туркины не меняются, даже через много лет они живут по-прежнему, механически повторяя одни и те же действия, как роботы.

В этом произведении есть еще несколько героев, которые живут в городе. Чехов говорит о том, что с этими людьми можно играть в карты и говорить о еде. Но ни в политике, ни в науке, ни в философии они абсолютно ничего не понимают.

Мини-сочинение

Рассказ Чехова «Ионыч» можно назвать притчей или инструкцией к тому, как убить личность. В произведении отражен провинциальный город, в котором люди бессмысленно существуют, механически совершая одни и те же действия. Автор не описывает многих жителей, а показывает только «лучших» — семью Туркиных. Эти люди свято уверены в том, что все, что они делают – предмет искусства. Отец семейства рассказывает анекдоты, его жена пишет бесконечные романы, не имеющие никаких переплетений с реальностью, а их дочь, которую они называют «Котик», стучит по клавишам пианино, называя это музыкой. Туркины — не только самая талантливая, но и самая гостеприимная семья, поэтому только что прибывший в город врач Дмитрий Ионыч, проводит много времени у них дома. Интеллигентного доктора посещает светлое чувство – он влюбляется в дочь Туркиных, но в такой обстановке даже любовь превращается в нечто неприятное. Девушка отвергает героя, но ему это не приносит много страданий. Ведь постепенно эта семья обтачивает душу главного героя, и он уподобляется им, а также другим людям в городе. А ведь все могло быть иначе, если бы доктор попал в другой город и познакомился бы с такими же личностями, каким был он сам. Вот как легко место может уничтожить человека, если у него нет внутреннего стержня и желания что-то изменить в этой жизни.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Человек и среда в рассказе «Ионыч» Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • Человек и среда в рассказах Чехова Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький   В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • Духовное перерождение человека в рассказах Чехова Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение. Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию […]
    • Каково отношение Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч») А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • Что такое «подводное течение» в пьесе «Вишневый сад» В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Тема любви в рассказе Чехова «О любви» Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • Тема пошлости в рассказах Чехова («Человек в футляре») В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • Образ футлярных людей в рассказах Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Сочинение на тему «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова» Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • Роль детали в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
    • Внутренний мир героя в рассказе Чехова «О любви» Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • Сочинение по произведениям Чехова: «Крыжовник», «Шуточка» и «Анна на шее» В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • Сочинение с планом по пьесе Чехова «Вишневый сад» План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • Сатира и юмор в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
    • Сочинение с планом по произведению Чехова «О любви» 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]