Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Сочинение с планом по произведению Чехова «О любви»

1. Сочинение-рассуждение

План

1. Об авторе
2. Особенности рассказа «О любви»
а) Как раскрывается тема любви в этом произведении?
3. Отношения между персонажами
а) О чем говорят поступки героев?
4. Правильное ли решение принял Алехин?
5. Итог

А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата — практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного быта того времени. В его рассказах мизерные, на первый взгляд, проблемы главных персонажей, вызывают настоящий интерес у читателя. И все это притом, что сам Чехов во многих героев вложил качества, которые презирал — серость, пошлость и жадность.

В трилогию, которая лучше всего выражает умение автора коротко писать о самом главном, вошли три рассказа, последним из которых стал «О любви». Именно в нем Чехов поднимает такой глобальный вопрос, как: «что же на самом деле представляет важность — внезапно возникшие чувства или устоявшаяся рутина?». Читатель, ознакомившись с рассказом, точно осознает всю ничтожность человека перед обстоятельствами и обществом. Ситуации персонажей, на первый взгляд, такие банальные, пропитаны их эмоциями, но при этом ярко выражена точка зрения самого автора.

Тема любви в этом произведении начинает раскрываться в самом начале, между пьяницей-поваром Никанором и Пелагеей. Уже потом Чехов преподносит еще одну историю, такую романтичную, но в то же время трагическую. Через своих героев, автор передает атмосферу, царившую в те времена. Как общество подавляло желания людей на психологическом уровне, если они не вписывались в определенные рамки. В этом рассказе все неоднозначно — сами персонажи, их истории и поступки.

К примеру, влюбленный в Пелагею повар, не может позволить себе раскрыть свои эмоции полностью, пока она не выйдет за него замуж. Через такую набожность, опять же, четко проявляется гнет общественности, а не религиозных убеждений, как говорит сам Никанор. Пелагея настаивает на том, чтобы «оставить все так», боясь выходить замуж за отъявленного пьяницу.

Ну и конечно, Алехин и Анна, история которых красива, но запутана. Читатель до самого конца не может понять, как же поступит Алехин и что из этого выйдет? Ведь у Анны Алексеевны уже есть семья, а нежные чувства к Алехину грозятся разрушить ее серую, но привычную жизнь.

Все поступки персонажей говорят об их скрытых страхах — и, в первую очередь, страхе перед обществом. Они боятся, что их не поймут и осудят, и именно поэтому предпочитают не замечать своих чувств, бежать от них.

Решение Алехина оставить Анну Алексеевну, с одной стороны покажется правильным — зачем разрушать чужую семью. Но с другой стороны, читателю легко заметить, что героиня несчастна. Анна томится в своей клетке, и любовь могла бы стать ключом, но никто этим не воспользовался.

В итоге, все персонажи заключены в свой «футляр», который мешает им вздохнуть полной грудью и пойти на встречу чему-то новому. Они не могут позволить себе просто любить, невзирая на обстоятельства и мнение других людей. Чехов в этом произведение, пытался показать, как со стороны выглядит рутина, и что происходит с жизнями людей, когда кто-то ее нарушает. Читатель, после прочтения рассказа, четко осознает, какое давление общество оказывало на каждого в те времена, и может быть, даже сравнивает с положением мнения социума сейчас.

2. Образы-характеристики персонажей

Никанор — мужчина самой обычной внешности, немного пухловатый, среднего роста. В нем нет ничего примечательного, он работает поваром и часто выпивает, сам автор характеризует его, как «набожного пьяницу». Его религиозность выражается в желании заключить брак с Пелагеей, влюбленной в него. Иногда он доводит ситуацию до критического момента, начинает дебоширить и даже поднимать руку на возлюбленную. Это говорит о его критичности и невоспитанности. Он не хочет воспринимать свои чувства такими, какие они есть, пытаясь впихнуть их в рамке брака. Но сам Никанор не хочет меняться, чтобы его желание осуществилось. В этом герое можно увидеть все отрицательные черты, которые презирает Чехов. Он упрямый, невежественный и помешанный на чужом мнение. Последнее он пытается прикрыть своей религиозностью.

Пелагея — красивая и добрая дама, влюбленная в Никанора. Она не хочет выходить за него, потому что тот выпивает. Но при этом, она терпит его отвратительное отношение, ведь повар может даже ударить ее.

Алехин — помещик, главный персонаж этого произведения и рассказчик. В других рассказах из трилогии, можно узнать о его внешности — это крупный мужчина, примерно 40 лет, с красивым лицом.

Он умен, но им движет страх, признавшись Анне Алексеевне в любви, он уезжает. Алехина в его поступках можно понять, но одновременно, читатель видит, что он также является рабом общественного мнения и собственной нерешительности, мягкости.

Анна Алексеевна — молодая девушка, которой чуть больше двадцати лет. Красива, очень добра и образованна. Они с Алехиным быстро находят общий язык, влюбляются, но развить отношения им не позволяет семья Анны — а точнее, ее муж и дети. Заключенная в рутине, героиня вызывает жалость, такая хрупкая, нежная, но беспомощная перед обстоятельствами.

Дмитрий Луганович — сорокалетний мужчина, муж Анны. Также очень добр, но менее образован. Считает, что самое главное — это закон, и не признает ничего другого. Хорошо относится к Алехину, не замечает их чувств с Анной.

Буркин — гость в усадьбе Алехина, один из слушателей его истории.

Иван Иваныч — также, приглашенный Алехиным в усадьбу, слушатель.

3. Мини-сочинение

«О любви» А.П. Чехова — это рассказ, через который автор в первую очередь передает свое отношение к обществу того времени. Кроме того, он показывает, как социум со своими законами, иногда совершенно нелепыми, влиял на жизнь обычных людей.

Читатель может наблюдать постоянные сомнения персонажей, которые связаны с высоким чувством. Они не хотят разрушать свою рутину, идти наперекор каким-то принципам, и именно из-за этого в итоге оказываются несчастны.

Никанор и Пелагея — были бы хорошей парой, пускай и со своими различиями, если бы пошли навстречу друг другу. Но Никанор проявляет упрямство, невежество, зацикленность, и тем самым отталкивает возлюбленную, которая просто не может выйти замуж за дебошира.

Алехин и Анна Алексеевна — двое людей, которые встречаются совершенно случайно, и практически сразу влюбляются. Они похожи, им есть о чем поговорить и посмеяться. Муж Анны совершенно не такой, хотя он и добр, но по большей степени глуп. И все же этой любовной истории не суждено случится, потому что персонажи проявляют нерешительность, и, опять же, боятся чужого мнения.

«О любви» — это рассказ, который приводит к одной простой мысли — рутину нужно избегать. Нельзя всегда делать только то, что одобряют другие. И хотя бы иногда, когда чувства действительно сильные, к ним нужно прислушаться, пускай даже это будет наперекор всему.

  • Посмотрите эти сочинения

    • Образ футлярных людей в рассказах Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Внутренний мир героя в рассказе Чехова «О любви» Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • Тема любви в рассказе Чехова «О любви» Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • Что такое «подводное течение» в пьесе «Вишневый сад» В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • Сатира и юмор в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
    • Тема пошлости в рассказах Чехова («Человек в футляре») В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • Человек и среда в рассказах Чехова Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький   В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Человек и среда в рассказе «Ионыч» Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • Сочинение с планом по рассказу Чехова «Ионыч» 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • Духовное перерождение человека в рассказах Чехова Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение. Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию […]
    • Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • Сочинение с планом по пьесе Чехова «Вишневый сад» План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • Роль детали в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
    • Сочинение на тему «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова» Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • Каково отношение Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч») А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • Сочинение по произведениям Чехова: «Крыжовник», «Шуточка» и «Анна на шее» В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • Спор поколений: вместе и врозь Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]