Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Над чем меня заставила задуматься комедия «Недоросль»

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», которую от нас отделяет два столетия, волнует и сегодня.

В комедии автором поднимается проблема истинного воспитания настоящего гражданина. На дворе XXI век, а многие проблемы её актуальны, образы живы.

Произведение заставило задуматься о многом. Крепостное право отменили давно. Но разве сейчас нет родителей, которые заботятся не о воспитании своего чада, а только о пропитании? Разве исчезли родители, которые потакают всем прихотям своего дитя, что приводит к катастрофе? А что у нас нет людей, которым, по словам Стародума, ни разу в голову не пришли мысли ни о предках, ни о потомках? Это люди, которые думают только о своих интересах.

В комедии сталкиваются, как и сейчас, два мира с разными потребностями, разными идеалами, стилем жизни. Конечно, старомодно выглядят герои комедии Стародум и Правдин. Но многое в их монологах относится и к нашему времени. А живы ли в нашем обществе Митрофанушки? Подумав, можно с уверенностью сказать, что они продолжают жить «недорослями». И пусть у них сейчас нет крепостных, но сколько вокруг них тех, кто готов в любой момент накормить, ублажить, услужить, защитить. Читая пьесу, многие подростки могут увидеть в ней себя. Как мои современники иногда похожи на Митрофанушку! Это и отсутствие тяги к знаниям, пренебрежение к учению, отсутствие ответственности за своё будущее. Митрофан — дворянин. А дворяне — это оплот Российской империи. Ещё А. П. Сумароков утверждал, что различие мужика и барина заключается не в происхождении, а в уме. Барин должен быть образованнее, умнее своего крестьянина. А если этого нет, то как же тогда оправдать крепостное право? Какая же польза отечеству от такого барина? Скотининым — Простаковым чуждо гражданское чувство, им даже в голову не приходит мысль быть полезными своему народу. И какая же польза родине от новых Митрофанушек? Ведь некоторые наши современники считают стыдным даже говорить о пользе отечеству. И, конечно же, они не думают о том, что бы что-то делать для своей родины.

Комедия «Недоросль» заставляет задуматься и о том, что очень важна для человека личная свобода. Как этого достичь? Прежде всего с помощью просвещения. Вот почему необходимо, чтобы каждый получил приличное воспитание. Но воспитание — это не только школьное обучение и личность учителя. Учителя — учителями, но важно и то, как своё чадо наставляет и поучает родитель. Не случайно, что проблема воспитания считается основной в пьесе.

Фонвизин в своей комедии поставил много вопросов и заставляет нас задумываться над ними и в двадцать первом веке.

Что такое истинный патриотизм? Что значит служить отечеству? Как воспитывать детей? Чем опасно невежество, особенно агрессивное? Писатель заставляет размышлять о соотношении ума и сердца, о детях и их родителях, о настоящей образованности, о том, в чём смысле жизни. Разве можем мы делать вид, что это нас не касается, что всё это дела давно минувших дней? Кто-то скажет, что время сейчас другое, люди тоже другие. Это так. Но Фонвизин предупреждает нас, живущих в XXI веке: «Задумайтесь!»

Характеристика героев в комедии «Недоросль» (таблица)

  • Посмотрите эти сочинения

    • Образы положительных героев комедии «Недоросль» Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание […]
    • Грустный смех Фонвизина (сочинение) Д. И. Фонвизин жил во времена царствования Екатерины II. Эпоха эта была мрачная, формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, когда мог последовать только русский бунт, "жестокий и беспощадный". У просветителей положение крестьян вызывало глубокое сочувствие. К ним принадлежал и Фонвизин. Как и все просветители, писатель боялся полной свободы крестьян, поэтому ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на воспитание и просвещение. Митрофан - единственный сын провинциальных […]
    • Характеристика героев в комедии «Недоросль» (таблица) Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
    • Образ «вечной Сонечки» в романе Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма» Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • Зачем нужна литература человеку в 21 веке (сочинение) Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век. Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать. Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные […]
    • Проблема любви и предательства в повести Андреева «Иуда Искариот» Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества. Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в […]
    • Духовные искания Болконского и Безухова Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это — мираж. […]
    • Тема любви в рассказе Чехова «О любви» Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова «Сотников» Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны. Писатель заставляет задуматься над смыслом […]
    • Смерть Базарова — итог его жизненного пути Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Мое отношение к Герасиму В 1852 году И.С.Тургенев написал повесть «Муму». Главный персонаж повести - Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. Для меня Герасим - это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь […]
    • Основные темы творчества А. А. Блока Рожденный в семье дворян-интеллигентов Александр Блок провел свои детские годы в атмосфере литературных интересов, что и привело его к поэтическому творчеству. Пятилетний Саша уже рифмовал. Серьезно же к поэзии обратился в гимназические годы. Многообразная по темам и средствам выражения уникальная лирика Блока – это единое целое, отражение того пути, который был пройден поэтом и представителями его поколения. В трех томах находятся поистине лирические дневниковые записи, описание событий, чувств, душевных […]
    • Картины природы в поэме Мцыри Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • Образ княжны Марьи в романе Толстого «Война и мир» В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • Сочинение на тему «Письмо президенту» Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович. Вам пишет ученица пятого класса Иванова Ирина Ивановна. Должна сказать, что вы мне очень нравитесь как президент и рассчитываю на то, что моё письмо дойдёт до вас. Я, как и многие дети моего возраста, люблю животных и природу, поэтому очень сильно беспокоюсь за её охрану. Я считаю, что издавая многочисленные законы о защите прав людей, вы забываете о нашей природе. К сожалению, заповедники недостаточно помогают в сохранении природы, ведь пока обществом защищаются […]
    • Русская действительность в рассказе Лескова «Старый гений» Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» […]
    • Анализ сцены вранья Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
    • Изображение событий гражданской войны в книге рассказов Бабеля «Конармия» Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]