Add Me!Закрыть меню навигации

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Добавь меня!Открытое Меню Категорий

Фольклор и его роль в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос»

Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю.

Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно‑поэтической лексики, но тема ее – сфера народной, крестьянской жизни, и пласт народно‑поэтический в ней еще более заметен. Роли фольклорных элементов могут быть разными, а сами они могут относиться как к сфере формальной, так и к сфере идейной.

Если обратить внимание на язык поэмы, то мы заметим большое количество слов, характерных для народной поэзии. Это слова с уменьшительно‑ласкательными суффиксами: ноженьки, спинушка, Саврасушка, зимушка, Дарьюшка, дубровушка, подруженьки, скотинушка:

 

Солнышко серп нагревает,

Солнышко очи слепит,

Жжет оно голову, плечи,

Ноженьки, рученьки жжет.

 

Функция подобных слов в фольклоре не уменьшительная: ритм произведений в большинстве случаев требовал многосложных слов. Также и у Некрасова – эти слова служат воспроизведению ритма народной поэзии. Тем самым формальное средство сближает его поэзию с народным стихом, делает ее столь же напевной, передает сам дух фольклора.

С формально‑содержательной стороны в поэме можно выделить такие отсылающие к фольклору моменты, как описание детской игры, свадебного обряда, плач по покойнику.

Некрасов был знаком с тяжелым патриархальным семейным бытом крестьян, прекрасно знал тяжкую долю женщины: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына раба», «до гроба рабу покоряться». Но семья Прокла и Дарьи была иной, жену и мужа связывали и любовь, и крепкая дружба. Поэтому поэт рисует нам счастливые моменты, игры детей, размышления родителей об их будущем. Красавица‑девочка Маша всегда становится маковкой в народной игре «Сеять мак»:

 

Голубчик! красавицу нашу

Весной в хороводе опять

Подхватят подруженьки Машу

И станут на ручках качать!

 

Жизнь Прокла и Дарьи, несмотря на необходимость тяжкого повседневного труда, складывалась хорошо, поэтому они мечтали о счастливой семье и для своего сына Гриши, не допускали мысли о том, что свадьба его будет нерадостной. Некрасов знал, что пышные обряды, изображавшиеся в свадебных обрядовых песнях, призваны затушевывать нищенскую жизнь крестьян и в большинстве своих произведений он развенчивал ритуал, переводил его в реалистический бытовой план, но своих героев Дарью и Прокла он не лишил светлых мечтаний:

 

Чу, бубенцы говорят!

Поезд вернулся назад,

Выйди навстречу проворно –

Пава‑невеста, соколик‑жених! –

Сыпь на них хлебные зерна,

Хмелем осыпь молодых!..

 

Настоящим народным плачем провожают родные Прокла в последний путь. Здесь фольклорная образность: «береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому», фольклорная структура: к Проклу обращаются: «Голубчик ты наш сизокрылый!», хвалят его за то, что был работником и хлебосолом, сравнивают с соколом, перечисляют горести, которые ждут их без него и, наконец, призывают его встать из гроба, обещают устроить пир в его честь. Все это обязательные элементы обрядового плача по покойнику. И разве можно еще более ярко выразить человеческое горе?

Следом за плачем мы видим, как везут покойника к могиле. Мать Прокла разговаривает с конем Савраской, как с человеком, членом семьи. Это тоже примета фольклорных песен, идущая опять‑таки от самого уклада народной жизни. В крестьянской семье если и была лошадка, то одна, и заботились о ней не меньше, чем о детях, уважали ее, холили: она подмога, подспорье в любой работе.

Но поэт использует фольклор не только для достоверного воссоздания народной жизни, не только для иллюстрации, он и спорит с ним. Главный спор ведется на идейном уровне и отражается в эпизоде с Морозом‑воеводой. Дарья ведет себя, как положено героине сказки: на вопросы Мороза она покорно отвечает, что ей тепло. Но Мороз‑воевода оказывается вовсе не добрым сказочным Морозкой, который должен наделить женщину подарками за ее стойкость. Некрасов развенчивает сказку. Его Дарья не просто замерзает и в полузабытьи представляет себе Мороза, эта мистическая сила появляется, будто на самом деле, воплощая в себе всю несправедливость народной жизни, все тяготы, выпавшие на долю женщины и погубившие ее.

Так мы видим, что поэт широко использует фольклор, но не просто вставляя его элементы, а вплетая их в саму идейную структуру своего текста. Фольклор в его поэме органичен, он сообщает ей сам дух народной поэзии.

  • Посмотрите эти сочинения

    • «Мороз, Красный нос» (анализ поэмы) Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет […]
    • Выразительные средства поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно‑поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в […]
    • Образ народного заступника Гриши Добросклонова Образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши: ...лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже. Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов — борец за […]
    • Образ музы в лирике Некрасова (сочинение) Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки, женщины. В 1848 году, еще в самом начале своего творческого пути Некрасов написал за-мечательное стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...», […]
    • «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху и смелости. В нем слились все основные линии его поэтических исканий, наиболее полно […]
    • Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова заключалось прежде всего в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому […]
    • Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”. Из трёх десятков лучших любовных […]
    • Русская жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один: выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное […]
    • Образ музы в творчестве Некрасова Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […]
    • Гражданский пафос поэзии Некрасова Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Но основу его творческого наследия составляют, конечно, стихи. Некрасов принадлежал к «натуральной школе». Он считал, что литература должна отражать реальную жизнь, описывать трущобы, язвы и голод […]
    • В чем видит счастье Матрена Тимофеевна в поэме Некрасова Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь плачет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина. Все они […]
    • «Народные заступники»: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, – время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей революционно‑демократических течений. Лучшая часть интеллигенции поддерживала интересы «народников». Поэта всегда волновала судьба народа. Народный заступник – тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Образ такого человека – не […]
    • Жизнь народа – жестокое отражение действительности в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности:   Мы мужики степенные, Из временно обязанных, Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Несытова, Неелова, Заплатова, Дырявина, Горелок, Голодухино, Неурожайка […]
    • Поэтический мир Некрасова Н. А. Некрасов создал целую эпоху в поэзии. Не одно поколение лучших людей России воспитывалось на произведениях поэта. С детских лет входят в наше сознание некрасовские образы, неповторимые звуки его стихотворной речи. В лице Некрасова, чутко уловившего требование времени, поэзия стремилась раздвинуть свои пределы. Поэт исповедуется перед обществом, считает себя ответственным перед ним. С высочайших нравственных позиций судит он свои несовершенства, казнит себя за малейшие колебания и слабости. Его политическое […]
    • Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин» Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом – «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность «во плоти и крови», со своим мироощущением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное и бурное время, в «годину горя». Гражданин напоминает Поэту о суровости и […]
    • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых   ...хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо... Их жизнь - ряд […]
    • Сочинение на тему: Нравы уездного города в комедии «Ревизор» В комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" мастерски изображены нравы уездного города, которые во многом определяют дух всего российского общества николаевской эпохи. Город N, в котором разворачиваются события пьесы, является собирательным образом множества подобных городов России того времени. Гоголь сатирически и гротескно изображает жизнь горожан, пронизанную коррупцией, беззаконием и моральным упадком. Чиновники города представлены как вершина нравственного падения общества. Городничий, судья, почтмейстер и другие […]
    • Образ профессора Преображенского в повести «Собачье сердце» Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина Для второй половины XIX века творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина имело крайне важное значение. Дело в том, что не было в той эпохе настолько жёстких и суровых поборников истины, осуждавших общественные пороки, как Салтыков. Писатель выбрал такой путь вполне сознательно, так как был глубоко убеждён, что должен быть художник, выполняющий роль указующего перста для общества. Примечательно, что карьеру «разоблачителя» он начал как поэт. Но это не принесло ему ни широкой популярности и известности, ни […]
    • Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» Русский художник Илья Семёнович Остроухов появился на свет в 1858 году. Купеческая семья, в которой родился талантливый живописец была довольно обеспеченной, поэтому образование Илья Семёнович получил достойное. Музыка, природоведение, несколько иностранных языков – вот лишь малый перечень разносторонних способностей будущего художника. Живопись всегда привлекала Илью, но по-настоящему и всерьёз он стал пробовать себя как начинающий автор в достаточно осознанном возрасте. В двадцать один год он стал писать уже […]